Ольга Аникина. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ “ПАРОВОЗЪ” №9, 2019

КВАРТИРА

Я в чужой полутёмной квартире.
Табурет. Подоконник. Стакан.
Люди просто меня приютили
и разъехались по отпускам.
Дали ключ, на ходу показали,
где рубильник, утюг и бельё.
Я брожу в коридоре и в зале,
обживаю жилище своё.

И душа неожиданно вспомнит —
а казалось, что всё позади —
холод наскоро прибранных комнат,
вот таких же, как эти почти.
И вхожу я на кухню — и страшно,
и пространство стремится к нулю,
там, где каждая ложка и чашка
говорит: я тебя не люблю.

Наши вещи затравленно жались
по углам, где вина не видна,
друг от друга подальше держались,
и теряли свои имена,
и зиял серебристым пробелом
на две части поделенный дом,
и всегда что-то глухо скрипело
по ночам в коридоре пустом.

А сегодня я гость бессловесный,
гостья собственной жизни былой,
и кружатся метельные бесы
над сиреневой майской землёй.
Царство нескольких проклятых метров,
мир, где враг уживался с врагом.

И чужих одиноких предметов
только смертные маски кругом.

КУЛУНДА

Есть такое село в нашей огромной стране.
Зовётся Большая Вода,
по-местному — Кулунда.
Говорят, в Кулундинском районе голода нет.
Может, там просто некому голодать.

…Сначала по Ладоге, составы тащились по льду,
а потом нас грузили на поезд — и в Кулунду.

На каждой станции
поезда подолгу стоят.
Каждый вокзальный фонарь был как сказочный самоцвет.
Петьке — четыре, Анечке — шесть, а я
совсем большая — почти одиннадцать лет.

Петька крадёт мою пайку, засовывает в носок,
а ночью под одеялом тихонечко достаёт,
злыми зубами пережевывает кусок,
а после лежит, и руки его как лёд.

Может быть, когда-нибудь, где-нибудь,
в Кулунде
оба мы будем думать не о еде.

Я смотрю за окно — качается лес за окном.
Мы едем мимо изрытых полей, мимо домов-калек.
У Большой Воды на краю
нам выделят дом,
поселят и позабудут на несколько лет.
Потеряют какие-то бумаги, потому что кругом война.

…В кружке сладкий топлёный снег —
ночью Анечка хочет пить.
Закроешь глаза: Петроградская сторона.
Откроешь — очнёшься на
самом краю Земли, посреди Кулундинской степи.

Весна на реке проклёвывала скорлупу
в апреле. Мы перестали слушать выкрики поездов.
Часть бумаг отыскали, в наш дом привезли крупу,
опять не сошлось: нас стало меньше
на пару десятков ртов.

Но было намного легче следующей зимой.
Петька выжил. Они с женой
до сих пор живут на Сенной.

А я что ли путаюсь иногда,
говорю: — Кулунда. Кулунда.
Анечка, принести попить?—
и она отвечает:
— Да.

СТЕКЛО

…Им нравилось моё лицо,
ему они и улыбались.
Когда ж я что-то говорила —
я говорила очень мало,
меня почти никто не слушал.
Но вдруг случилось кое-что.

Всему виной настенный шкафчик
с непрочной дверцей из стекла.

Он много лет висел на кухне,
и странно, что никто не видел,
как вдоль поверхности стеклянной
мелькнула трещина.
И вот —
я дверцей хлопнула, не глядя,
достала соль или петрушку,
и наклонилась над плитой.

А в это время гильотина
скользнула вниз.

Надбровье.
Веко.
Щека.
Часть носа.
Подбородок.
Глаз уцелел, о счастье, глаз.

Прошло два года. Что могли —
то залечили.

………………………………………

Нынче люди
совсем не смотрят на меня.
Зато — что ни скажу — то слышат.
Прислушиваются, кивают,
и, отвернувшись деликатно,
ещё раз просят повторить.
Смеюсь в ответ: так меньше видно
лицо.

И мне давно понятно,
что ни умнее я не стала,
ни мир не сделался добрей.

Но я всё так же, как и прежде, —
люблю, что хрупко. То, что бьётся.
Стекло? А хоть бы и стекло.

* * *
Кошка подходит ближе, с точностью геометра
рисует круг и садится, перекатывая в гортани
камень за камнем, и там, в её тёмных кошачьих недрах
рушатся города, закипает вода в Иордане
читает псалмы убийца, калеча слова губами,
ходят убитые, бьют в свои чёрные барабаны,
трескаются зеркала, и в их дымчатой амальгаме
только дисмасы, только гестасы, варравваны
тяжёлая, древняя дрожь земли, это скачут кони монголов,
стальные машины, рыча, прокладывают траншеи.
И видно ещё, как одна из нас перегрызает горло другой,
и видно, как я молчу, наклоняя шею.

* * *
Когда уходит человек,
и комната гудит, немая,
ты в ней стоишь, осоловев,
и ничего не понимая
но сразу замечаешь ты,
как всюду возникают сами
полупрозрачные следы
его нечаянных касаний:

салфетка, ручка, метроном
и чашка со следами чая.
Ты слышишь где-то за окном
ветвей неясное качанье —

их тронул человек живой.
Коснулся и ушёл, уехал.
А в комнате такое эхо.
Такое эхо, боже мой.

* * *
Над старой канавой пырея густые вихры,
мои маргаритки, мои золотые шары,
ивняк серебрится над заводью, сгорблен и сед,
горячая память, глухой облепиховый свет.

О дым погребальной сирени, сиреневый дым,
Скажи мне то имя, которое было моим,
О маковый ящер, ты держишь мой голос силком
на угольном шёлке под алым своим языком.

Ни слова не слышу, сияет зрачков чернота,
В закопанных бочках в саду замерзает вода,
На этой земле, и никак меня здесь не зовут,
где травы бледнеют, и бурые пятна текут.

Верни меня, дом мой, в свои ледяные круги,
Окликни меня, звоном яблочным, громом ирги,
Своим чечевичным, горелым, пустым забытьём
насильно меня накорми на пороге своём.

Опубликовано в Паровозъ №9, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Аникина Ольга

Ольга Николаевна Аникина (настоящая фамилия Беляева) — русский поэт, прозаик, переводчик, член Союза Писателей Санкт-Петербурга.

Регистрация
Сбросить пароль