Михаил Лукасевич. ГОД ПЕРВЫЙ. ЗАПИСКИ ВРАЧА

Отрывок

…ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое,
и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что
нет подобного Мне на всей земле; так как Я простер
руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и
ты истреблен был бы с земли: но для того Я сохранил
тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы воз-
вещено было имя Мое по всей земле…
Исход. Глава 9: 14–16

…Знаковым для меня во многих отношениях стал труд Даниэля Дефо «Дневник чумного года», который описывает эпидемию чумы 1665 года в Лондоне.
Дефо творил в разных жанрах, занимался, в том числе, и журналистикой, писал исторические очерки, эссе, рецензии. Иногда трудно отличить в его работах правду от художественного вымысла.
Почти все его романы написаны от первого лица, рассказчик лично участвует в событиях. Часто Дефо применяет прием, когда в предисловии к роману объясняет, что он только редактор и издатель, а сам труд попал к нему в виде дневников очевидца событий, который ручается за их подлинность и достоверность.
Так произошло и с «Дневником». Якобы очевидец эпидемии чумы 1665 года (которая была в реальности), житель Лондона фиксирует в виде дневника, с хронологической точностью, приводя множество цифр и выписок из документов того времени, иногда повторяясь (тоже художественный прием), начало, развитие и счастливое окончание эпидемии. Также приводится анализ произошедшего с точки зрения обычного лондонского обывателя.
Труд довольно многословный, из-за пунктуальности рассказчика и частых повторений, но невероятно интересный! И, самое главное, невероятно современный. Оказывается, за более чем три с половиной сотни лет практически ничего не изменилось. Просто вместо слова «чума» нужно вставить слово «ковид», а вместо города Лондона — любой другой современный город мира. И получаешь наглядную картину эпидемии коронавирусной инфекции в нынешнем виде.
Практически все из этого романа или уже произошло, или еще произойдет. Я в этом уверен, потому что все эпидемии развиваются по общим биологическим законам, и ковид-19 — не исключение.
Из прессы я узнал, что, в связи с увеличившимся внезапно спросом, планируется переиздание романа Альбера Камю «Чума».
Я его читал ранее и могу заверить, что отношение к нынешним событиям он имеет непосредственное. Хотя стиль повествования совершенно отличен от Дефо. Действие происходит в колониальном алжирском городе Оране во время эпидемии чумы, современной писателю, то есть где-то в первой половине ХХ века (роман написан в 1944 году). Если Дефо претендует на документальность, то Камю намеренно не фиксирует точно события, а пропускает действительность через внутренний мир своих героев — свидетелей смертельного мора. Камю затрагивает ряд философских проблем, в книге точно есть двойное дно, безусловно, это — роман-притча, обязательный к прочтению, на мой взгляд.
Последней глобальной эпидемией, с которой столкнулось человечество, была эпидемия гриппа, получившего название «испанка», 1918 года. Наверное, есть художественные произведения по этой теме, я же просто почитал документальные свидетельства. Впечатлили цифры. Каждый сам может их легко найти и ужаснуться. При условии, что население Земного шара тогда не составляло почти восемь миллиардов, как сейчас, количество погибших (до ста миллионов) уменьшило человеческую популяцию на весомый процент. В качестве иллюстрации можно порекомендовать ознакомиться с биографиями значительных деятелей европейской культуры, родившихся в разное время второй половины ХIХ века. В графе «дата смерти» у многих из них значится 1918-й год.
Анализируя вышеизложенное, можно выделить общие черты при различии в отдельных деталях. Все эпидемии были вызваны инфекционными агентами — бактериями или вирусами, причем уже в XVII веке об этом догадывались, хотя еще и не могли доказать.
Передача инфекции происходила от человека к человеку. Об этом тоже было известно. И, самое главное, эффективного лечения как не было тогда, так нет и сейчас. Эффективной профилактики тоже тогда не было, вакцины появились намного позже, этого вопроса можно будет коснуться отдельно. Оставался только карантин, в различных его проявлениях, который был изобретен нашими предками и происходит от итальянского слова quarante (сорок). Именно столько дней должно было простоять на рейде судно, прежде чем ему будет позволено войти в порт. По сути, эта древняя мера борьбы с эпидемиями является основной и в нынешнее время.
Не последнее место в истории эпидемий занимали мероприятия по захоронению умерших и поддержанию общей чистоты в городе. Те, что сейчас именуются «санитарно-гигиенические». Не зря мы точно не знаем, где похоронен гениальный Моцарт. На одном из кладбищ в окрестностях Вены его тело было помещено в общую могилу и присыпано известью. В романе Камю для вывоза трупов за пределы города использовали городской трамвай. Дефо замечает, что помещения и вещи больных тщательно проветривались и окуривались едким дымом серы, а монеты на рынке передавались через сосуд с уксусом. В общем, каждый самостоятельно может ознакомиться с литературой того времени и найти множество параллелей с современностью.
Если коснуться кинематографа, то здесь тоже было, что посмотреть. С фильмами проще, чем с книгами. Друзья посоветовали — ты выделил два часа времени — и готово. Если это, конечно, не сериал. Хотя я могу отметить мини-сериал производства канала National Geographic, под названием «Горячая зона» (Hot Zone). В этом довольно динамичном фильме, основанном на реальных событиях, речь идет о вирусе эбола, который вызывает геморрагическую лихорадку с летальностью выше 50%. Эндемичным регионом для него является Западная Африка, но однажды этот вирус оказался в США вместе с обезьянами, завезенными для научных экспериментов. Локализовать проблему поручено американским военным вирусологам, с чем они героически справляются, не допустив эпидемии эболы в США.
Фильм «Заражение» (Contagion), наверное, смотрели многие, и нет необходимости на нем останавливаться подробно. Хочу только отметить, что любимая мною британская актриса Кейт Уинслет и здесь не подвела.
Неожиданным открытием стал для нас фильм «Разрисованная вуаль» (The Painted Veil), снятый по роману Сомерсета Моэма, с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс в главных ролях. Действие фильма происходит в Китае, в 20-е годы ХХ века, во время эпидемии холеры.
Фильм повествует больше о драматической любовной истории, но суровые декорации смертельной болезни, на фоне которых развивается сюжет, вносят в отношения людей дополнительный трагизм.
Как бы ни складывались обстоятельства, именно отношения между людьми во время эпидемии играют ключевую роль. Все остальные противоэпидемические меры невозможны без понимания этих отношений. Человек, как биологический вид, по данным науки сформировался в эпоху верхнего палеолита, то есть 40 – 50 тысяч лет назад. По религиозным представлениям, если брать во внимание теорию сотворения мира, человечеству около шести тысяч лет. В обоих случаях возраст солидный. Я твердо убежден, что от момента своего возникновения, или сотворения, как будет угодно, но человек как биологическая единица практически не изменился. Природа свято блюдет чистоту вида и четко разграничивает один биологический вид от другого. Какие-либо девиации в сторону от этой чистоты жестко отсекает естественный отбор.
Даже если индивиду удается выжить, он вряд ли способен будет оставить потомство.

. . . . . . . . . . .

Длительность и напряженность иммунитета при коронавирусной инфекции еще полностью не изучены. Если иммунная система работает нормально, коронавирусная болезнь протекает в форме, не опасной для жизни.
Проблемы начинаются тогда, когда прекрасно отлаженный механизм швейцарских часов дает сбой. Причем, если часы просто остановились — это полбеды, еще есть шанс их восстановить. Но если стрелки начали вращаться в разные стороны, иногда с бешеной скоростью, здесь уже никакой часовщик не поможет, часы ремонту не подлежат.

. . . . . . . . . . .

Сейчас, когда я пишу эти строки, прошел год от начала несчастия, свалившегося на нас в начале прошлой весны. Начинается новая весна 2021-го года. Эпидемия не отступила, по-прежнему много людей болеет и умирает от тяжелого недуга. Человечество, не покладая рук, продолжает борьбу с эпидемией. Знаний уже намного больше. Появились новые надежды в связи с разработкой новых методик лечения и профилактики.

Март, 2021

Опубликовано в Крещатик №3, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Лукасевич Михаил

Врач. Живет в Киеве, Украина.

Регистрация
Сбросить пароль