Мария Рылеева. «ТАЙНЫЕ ВИДЫ НА ГОРУ ФУДЗИ»

Как самая гротескная и безжалостная сатира на мир эпохи Поколения Z

Свежие прозаические изыскания Виктора Пелевина сродни презентациям Apple — ежегодны, едки, псевдоинновационны и насмешливо дороги.
«Тайные виды на гору Фудзи» затесался где-то между свежей редакцией «Искусства легких касаний» и ставшим уже почти культовым «IPhuck 10». Если последний успел обзавестись собственной сценой в пентхаусе Москва-Сити и главной героиней в лице актрисы Даши Мороз под острым соусом визуальной словесности Константина Богомолова, то наш объект для изучения пока занимает позицию знаковую с невозможно пошлой приставкой «современная». Это почти грустная, почти грубая, почти безжалостная история о свободах, либеральном кризисе и феминизме.
Весь роман — беспрецедентный самоповтор в лучшей манере постмодернизма и самого Пелевина. Неважно, кто он — твой главный герой.
Злободневный русский олигарх в засаленном пиджачке и с увесистой золотой цепью на шее или жиголо с многозначной суммой на счету в бороздящей океаны яхте. Непременно в жизни этого героя, неприлично богатого, с таинственными связями и туманным прошлым, должна появиться та самая, и имя ей — Татьяна. Не знаю, связано ли это с известной Татианой Римской, возлюбившей духовный образ жизни, но Татьяна Пелевинская в части духовных практик и самопознания преуспела не меньше.
Яркая феминистка, приверженка западного движения #MeToo. Она проделала неблизкий путь из каноничной содержанки в защитницу женских прав от мужского абьюза. Он же — почти эталон кастанедовских притч о просветлении. Словно борец с биполярным расстройством собственной личности, во мгле разрывающийся между тягой к беззаботной жизни и истинным просветлением. Они оба, как обезглавленные улитки, ползут по инерции к собственной мекке просветления — вершине горы Фудзи.
Они оба — воплощение лучших трендов инстаграма, за которыми наблюдает автор — нарочитый пользователь фейсбука, подуставший от незатейливых идей самопознания, коучей духовного роста, да и, кажется, от самого себя.
Из приметных героев нашего времени в романе упоминаются разве что актрисы: Портман, Кидман и Турман, злонесчастный Харви Вайнштейн и стартапер из подмосковной Силиконовой долины.
Последний, как юный Будда, ведет олигарха Федора и двух его друзей к вершине просветления. Помните, как в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу», где главные герои, так преданно идущие к Богу, участвуют в перестрелках и хоронят своих же в этом пути? Так и здесь, духовный путь не очищает главных героев от праздного трепа и внутренней пустоты.
Им все так же интересны светские сплетни, разговоры о собственных незатейливых интересах, и даже ничего плотское им не чуждо.
Но вся суть романа кроется в другом: герои Пелевина — это архаика, покрытая заплесневелыми трендами вчерашней новостной ленты вашего инстаграма. И если Минаев в «Селфи» нам, нынешним, дает четкую установку: «Если ты есть в социальных сетях, значит, ты существуешь», то Пелевин такой установкой брезгает, объективно высмеивая собственных персонажей. Автор подсказывает читателю, что нет никакого пути их просветления. Есть погоня за лайками, молодостью, желанием быть в тренде. Нет высокого. Есть только низменное. Нет жажды. Есть только зависть. Есть наскучившие деньги и власть. Есть новые игры, в которые играют люди. И Пелевину новая реальность омерзительна.
Каждый новый роман Пелевина — абсолютный бестселлер, абсолютный тренд, если хотите. И среди зевак в книжном тоже найдется немало Федоров и Татьян, ищущих просветление на прилавках букинистической лавки.

Опубликовано в Юность №9, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Рылеева Мария

В 2017 году окончила Алтайский государственный университет по направлению «Теория и практика журналистского творчества». Спектр исследований и интересов — современный российский медиаактивизм.

Регистрация
Сбросить пароль