Людмила Воробьева. ПРЕДОЩУЩЕНИЕ ЛЮБВИ 

О книге Валентины Поликаниной «Исцеление верностью» (Минск. Четыре четверти. 2022)

О, тоска! через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши…
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других…
Александр Блок. «Есть игра»

«Исцеление верностью» – восемнадцатая книга Валентины Поликаниной, известного поэта, переводчика, публициста, члена Союза писателей Беларуси, Союза российских писателей и Международной федерации русскоязычных писателей, лауреата престижных республиканских и международных литературных премий, обладателя медали им. А.С. Пушкина. Казалось бы, к её творчеству довольно часто обращаются литературоведы, критики, писатели. Но вместе с тем каждая новая книга автора по-прежнему не оставляет читателя равнодушным, не проходит незамеченной и вновь открывает доселе неизвестную грань дарования.
В чём же феномен её популярности? Признаюсь, однозначного ответа нет. А тайна есть. Значит, мы имеем дело с настоящей поэзией, интерес к которой никогда не угасает! Может быть, потому, что всё происходящее поэтесса описывает с любовью, иногда – с улыбкой, подчас – с затаённой болью.
Очаровывает музыкальность, мелодичный ритм стиха, что легко ложится на сердце, искренность и проникновенность трепетной строки замечательного лирика. Валентина Поликанина улавливает этот ритм тонкой настройки, лишённой вычурности и естественной, как стук дождя по крыше, как попытка быть камертоном в той музыке, какая у каждого читателя своя, быть первым звеном в ассоциативной и насыщенной цепочке образов. Слово надо любить и чувствовать.
Тем же, чем цвет, краска для живописца, звук, инструмент для композитора, тем же, чем объём и пространство являются для скульптора и архитектора, – тем же самым является для писателя слово. И здесь, пожалуй, трудно отыскать художника слова, равного Валентине Поликаниной.
Словесное искусство включает в себя сложное переплетение эстетических категорий: язык тела, язык художественного образа, музыкальный, ментальный язык – всё то, что может совместить земное и небесное. чтобы друг друга сдерживать, чувству и мысли надлежит пребывать в гармонии. У Валентины Поликаниной звучит своя особая симфония предощущений, своя сокровенная тема. Благодаря точному образу, его духовному потенциалу лирическое произведение поэтессы всегда коротко, всегда предельно исчерпывающе. Между тем за внешней сдержанностью и чёткой выверенностью строки стоят непреходящие истины бытия.

«О, музыка – душа живая!»

Самые, возможно, любопытные и захватывающие страницы в книге содержит раздел «На ладонях музыки и слова», полностью посвящённый искусству.

Взывают к музыке слова,
Ища союз с душевной речью,
Где только истина права,
Где места нет противоречьям.
У Слова – вечные права:
Парить над миром синей птицей.
Взывают к музыке слова,
Чтоб сердцем с ней соединиться.

Как видим, Валентина Поликанина задействует всю полифонию культур, являя нам духовное и эстетическое постижение жизни, реалистически многогранное восприятие в своём первозданном неразрывном единстве мира и человека, природы и Создателя-Творца, что отмечает и профессор-языковед, лингвист Мария Жигалова (Непреходящий свет жизни // Нёман. – 2020, №8). У Валентины Поликаниной искусство не столько отображает, сколько меняет окружающую действительность. Невероятно богатую гамму переживаемых эмоций – от простейших жизненных ощущений до утончённых впечатлений, даруемых искусством, – находим мы в книге «Исцеление верностью»:

Мир сетей… Фальшивые уловы
Лжи и злобной горечи ушат…
На ладонях Музыки и Слова
Сладко исцеляется душа.
Звуки услыхав, вранья оковы
Разорвёшь и сбросишь тяжкий гнёт.
На небесной высоте духовной
Музыка великая плывёт.

Именно словом исцеляют болезненный разлад в человеческой душе. Тут стоит заметить, что Валентина Поликанина отличается ярко выраженной творческой индивидуальностью, ведь она давно обрела собственный почерк, уникальный авторский стиль женщины-поэта, чутко улавливающей современные интонации времени и в очередной раз убеждающей в том, что тихая и задушевная лирика не терпит фальши. На лжи нельзя построить стиха, уверена она. В ней живёт идеальная вера в лучшие человеческие качества, а главное, вера в Бога – самое таинственное и глубокое духовное состояние человека, которое спасает от всего.
Особенность её творчества – умение передать через Слово и Веру любовь к читателю. Круговая порука, связующая людей, – любовь.
«Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других», – точно замечал Паганини. И Валентине Поликаниной, как никому другому, это дано.
Рассыпанные по книге наблюдения автора над искусством отличаются философичностью, ёмкостью суждения, лаконизмом и меткостью выражения, делающими их ценными абсолютно для самых разных читателей. Ницше когда-то изрёк неоспоримую сентенцию о том, что «без музыки жизнь была бы ошибкою». Да, наша жизнь неотделима от музыки, и поэтесса посвящает ей целый цикл лирических произведений, наполненных переживанием и восторгом:

О, музыка – душа живая!
Чиста, восторженна, нежна…
Как будто пледом, укрывает
Волною ласковой она.
И, словно солнце на восходе,
Теплом касается руки,
Внезапным импульсом проходит
Сквозь сердце, мозг и позвонки.

Мощная полифоническая нота – образ над чувством и мыслью – музыка, дающая ощущение полёта над пространством. что слышится в этой сверхмелодии?
Вероятно, прообраз самой музыки – её небесный эйдос – небесная матрица:

Надмирны звуки клавиши, струны.
У них дорога к вечности – прямая.
…………………..
Звучи! Звучи всегда в моей судьбе!
Мы все преграды вместе одолеем.
Я благодарна, музыка, тебе
За то, что будни делаешь светлее.

Надмирность – крушение и возрождение одновременно – такова непостижимая власть искусства. эта – почти божественная – воля одним мановением музыкального ритма изменить мир! Здесь и магия выразительной афористичности строки – лучшее доказательство мастерства художника. По блистательному афористичному слову легко определить уровень подготовки поэта. Валентина Поликанина запоминается необычными лапидарными фразами: «Во всяком деле – неискусства нету»; «В великой музыке есть тайна / Предощущения любви» – вот оно, искусство вечной недосказанности – та невидимая грань, когда гораздо важнее недосказать, чем сказать больше.
Непостижимая загадка творчества – два музыкальных гения: Моцарт и шопен, которые вдохновили автора на создание произведений, проникнутых драматизмом и светом. Классическим страстным пером поэтесса пишет музыкальный портрет двух художников:

Шопен и Моцарт… Страсти половины.
Весны концерты хочется прожить.
Смычки, как иглы, колют воздух в спину,
И, напряжённый, он слегка дрожит.
Шопен и Моцарт… Две картины рая.
Спросить о главном и найти ответ.
Рояль и скрипки так с душой играют,
Что мотыльком лечу на мягкий свет.

Поэзия, музыка… Как бесконечная человеческая судьба, которую вместила в себя эта необыкновенная книга! Нравственные координаты Валентины Поликаниной крайне высоки, вся жизнь и творчество поэтессы развиваются по вертикали – это восхождение ввысь, от книги к книге. Обладая изысканным литературным чутьём и вкусом, она представляет нам воссозданный ею образ звучащего Моцарта. Сквозь призму времени перед нами вырисовывается личность композитора, артиста, пианиста, удивительнейшего человека. «И сыплет Моцарт звуки клавесина / С подмостков легкокрылых облаков», – композитор внутренне гармоничен вселенной, в такт мелодии ему отзывается и поэтическое слово:

Лететь… Парить… Не просыпаться…
Звучать, звенеть в мажорном сне…
О, как играют эти пальцы
В их белоснежной белизне!
Весь мир для пианиста – сцена.
Стели для нас, заблудших, гать!
Не хватит тонкости Родена,
Чтоб эти руки изваять.

Воистину – это был талант, который достиг вершины совершенства. Но к мудрости и мастерству в своём искусстве Моцарт пришёл через мучение, через боль и страдание… Величие и трагичность его прометеевой судьбы Валентина Поликанина виртуозно выразила в своих стихах.
Жизнь и смерть столь искусного мастера оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. В чём разгадка его таинственного феномена, поражающего то солнечной, то сумрачной тенью?
Валентина Поликанина выделяет наряду с трагичным одиночеством художника и радостную парадигму мышления, вмещающую время потерь и время надежд:

О нет, впечатленье ничем не сотрётся,
Хоть тысячу вьюг на подмогу зови…
Весна – это в воздухе царственный Моцарт,
Симфония нежности, света, любви!

Что примечательно: сама атмосфера искусства, которая царит на страницах книги, достоверно и отчётливо выявляет творческий облик двух художников. Моцарт и шопен – колоссальный дар Создателя человечеству. Согласно последней воле шопена на его похоронах был исполнен «Реквием» Моцарта, которого он пережил всего лишь на четыре года. Однажды познакомившись и с грандиозной Судьбой шопена, забыть о ней уже невозможно. это то, что помогает возвыситься душе, отступить от обыденного и настроиться на созерцание вечности.

Шопен… Он в звуках неисчислен…
Возьми сладчайшее из блюд!
Космичен, словно скорость мысли,
Его двенадцатый этюд.

Вальсы Шопена напоминают своеобразный «дневник», замечал его современник, известный музыкант и педагог Ференц Лист. эти слова можно отнести и к поэзии, с ее ведущей – исповедальной, сокровенной – темой. Стихи и музыка идут рядом. К тому же песенное искусство играет значительную роль в творчестве Валентины Поликаниной: она давно и плодотворно сотрудничает со многими признанными композиторами, на её стихи написано около двухсот песен, многие из которых вошли в репертуар современных популярных исполнителей.

«Душа очнулась ото сна…»

Новая книга Валентины Поликаниной – это прежде всего и книга познания, дающая оптимистический посыл движения вперёд. Ведь современная изящная словесность может и должна отвечать на многие проблемные вопросы и вызовы времени. Автор уверена, что правильно поставленный вопрос в искусстве, пожалуй, важнее ответа. Реальная мера вещей – вот что главное. Никогда не поздно отыскать разумный выход.

Клавиши дождя перебирая,
Травы ловят солнечную нить.
Музыка печальная играет.
Боль в душе, и некого винить.
Знаю, в бедах собственных повинна,
Но душа очнулась ото сна…
Вспоминает горькая рябина,
Как была по осени красна.

Музыка печали, музыка дождя, она порой длится бесконечно… Душа умиротворяется, если есть надежда, которая подчас остается единственным и последним нашим утешением. Настоящей нравственной катастрофой, разразившейся во всём мире, стала вирусная эпидемия, унёсшая миллионы жизней. чтобы понять причины этой вселенской катастрофы, необходимо подключить нравственное измерение, имеющее лишь одно направление – добро и зло, между которыми осуществляется выбор. В стихах Валентины Поликаниной явственно проступают границы противостояния добра и зла.

Мы всё усложняем задачу раздоров
И горести множим, на слёзы деля…
Хворает природа: от глада и мора,
От войн бесконечных устала земля.

Задумайтесь: не поэтому ли наказано человечество? Подлинное творчество – разговор с Богом и со своей совестью. И лирическая героиня не боится честного разговора, открыто выходя навстречу добрым силам. Низкое и бездуховное рано или поздно должно уйти. Сегодня всем необходима правдивая картина жизни:

Откуда теперь людям силы набраться?
Нахмурилось небо и плачет дождём.
Но ангелы ждут, встав невидимой ратью,
Когда мы, творенья, к Творцу припадём.
(2020)

Неужели мы фатально обречены на эгоизм, напрочь забывая о чувстве вины, о милосердии и сострадании? Прислушайтесь к звукам, пробивающимся через страницы книги, и вы узнаете многое о себе, узнаете противоречивое время нашей истории, примете до боли реалистичные и взволнованные строки поэта:

Довольно нам скорбей и бед, довольно…
Покаемся, чтоб больше не грешить.
Дано услышать голос колокольный,
Чтоб стал он звучным голосом души.
Не время потакать шутам-халдеям.
Огонь не в шутку искры разнесли.
Горят, как порох, лживые идеи,
И гарь впиталась в плоть и кровь земли.
(2020)

И всё же Бог сотворил человека из земного праха, вдохнув в него свою маленькую частицу – творческую искру, чтобы он делал мир прекрасным. эта Божья искра и есть дар поэзии.
Автор учит нас умению видеть Божий свет в любом его преломлении: собственный психологический опыт, психологическая выразительность слова, прочерчивающая мыслью жизнь, события, самих людей, придают её творчеству свою неброскую оригинальность, свою индивидуальную неповторимость. художническое прозрение поэта до гениальности просто и ясно: праведники и грешники спасутся молитвенным словом. И стихи гораздо выше обыденной нравственности. Они подобны молитве, её божественной природе:

И только слову заповедь дана,
И только в слове – вечности крупица.
Есть в нём одном и совесть, и вина,
И этот мир, уставший торопиться.

Искусство поэзии относится к трудно объяснимой магической субстанции.
Пусть оно не всегда влияет на судьбу мира, ведь у него нет каких-либо внешних возможностей, но зато это влияние достижимо через внутреннее изменение человека, когда поэзия воздействует на его душу.
Продолжая откровенный разговор с читателем, Валентина Поликанина ведёт и диалог с собой. Осознание безумия времени и происходящей нравственной катастрофы – тоже смелый шаг! Она поднимает глубинные эмоции народа, для неё первостепенно – чувствовать человека и знать, что её также чувствуют. 2020-й год был ознаменован нарастанием трагизма, постоянной тревоги. Валентина Поликанина использует традицию «эзопова языка», и так сами собой возникают параллели трагических событий хх-го века, которые не миновали и век нынешний.
Неимоверно сложно выстраивать смысловые координаты и сохранять сущностные связи в век морального разлада, буквально на разломе эпох:

Разлом эпох… Поймём до дрожи,
Ни стыд, ни страх не утаим:
Одной ногой стоим над прошлым,
Другой – над будущим стоим.
Но сотни лет лишь десять правил
Хранят спасительную суть.
Ещё не поздно всё исправить –
Ошибки все перечеркнуть.

«Вновь к детству образы стремятся…»

Безусловно, талант Валентины Поликаниной родом из детства, из той сказочной поры, когда всё чудесное ещё впереди. энергия памяти детства питает её поэзию. С мудростью, которая приходит со временем, она доверяет свои воспоминания читателю. Очевидны высокая культура стиха, ум и такт поэта, его деликатность и сдержанность, выстраданные судьбой и творчеством. Нельзя не отметить и авторскую позицию в компоновке литературного материала: в третий, заключительный раздел книги вошли стихи спасительные, утверждающие и возрождающие человека к жизни.
Действительно, всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. Время детства окутано тайной. Но это время безрассудного счастья!

Мечта и радость, путь познаний,
Удач и невезений путь.
Есть свиток всех воспоминаний,
Его нетрудно развернуть…

А развернув, увидеть, что детство – точка притяжения – состояние очарованности, предвосхищения. Светлые думы переносят лирическую героиню в прошлое:

Не знаю ещё ни соблазнов, ни бед,
Ни века, бегущего лихо.
Мне годиков пять, рядом бабка и дед.
Я снова в Орловщине тихой.

Маленький человек и целое Мироздание – необъятный космос. Время, когда всё было иным. Тогда хватало музыке тишины, а ведь лишь в гармонии с тишиной и может существовать музыка. Детство раскрашивает мир в прозрачные акварельные и чистые полутона:

Июльских плодов и цветов перелив,
Ни облачка в небе высоком,
И спеет на солнышке белый налив,
Густым наливается соком.

Поэтесса находит слова самые трогательные, трепетно-нежные. Детство – маленький личный Рай – равновесие и полнота, неограниченное время и пространство:

Живёшь заученными сказками,
Безмерно веришь доброте.
И детство пишет чудо-красками
На сером жизненном холсте.

Но можно ли вернуться туда, где сильнее пахло поле, громче был гром, обильнее дожди и выше трава, вкуснее испечённый в деревенской печи хлеб?
Ждут ли нас в старом доме детства? Увы, мечты о потерянном Рае не сбываются: «Да, дом стареет, как и мы, стареет, / Но в каждой вещи детство улеглось…»
Только в детстве время медленное, оно тянется, но потом берёт разбег и к концу жизни уже летит. Определённые смысловые ассоциации порождает насыщенная метафоризация текста. Кроме того, Валентине Поликаниной всегда было присуще оптимистическое восприятие бытия.

Разгорячились спорами – о чём мы?
Но радость жизни нам не отпугнуть.
Гудят в цветах задумчивые пчёлы,
Так по-библейски впитывая суть.

В её стихах евангельская основа русской поэзии – ключевая духовно-философская составляющая творчества, излучающая любомудрие и святость. Вся книга вмещает в себя одну совокупную молитву, что полнится пронзительной правдой и спокойной мудростью. Бережное отношение автора к Евангелию, к высшей сущности десяти основных заповедей, означающих важные моральноэтические законы, которые она возвела в кодекс жизни, подчёркивает профессор М.П. Жигалова. Как же достичь царственной гармонии Православной веры, её ясности и чистоты? Поэтесса имеет свой незамутнённый проницательный взгляд, отвечая самой себе и читателю:

Всё слабее догадки, сомнения,
Всё понятней молитвенный стих.
Время зрелости – время умения,
Постижения истин святых.

Как гласит Священное Писание: «Царство Небесное силою берётся и употребляющие усилие восхищают его» (Мф., 11:12). Впрочем, одного слова проповеднического мало. Необходимо усилие собственной души. Не разрушающий эгоизм, не голос самоутверждения, не голый материализм, а понимание другого до самоотвержения, примирения. Способность прощать может спасти и отдельного человека, и общество в целом. Один из путей преодоления эгоизма и теплохладного отчуждения – покаяние:

Вот бы дружно прервать цепь страданий
Хоть одним искупительным днём…
О, когда мы придём к покаянью
И когда мы молиться начнём?

Нами забыты вера, милосердие, жертвенность, что когда-то торжествовали ради любви к ближнему. И всё же вечной душе не насытиться временным.
Нет общего у света с тьмою. В жизни духовной не бывает мелочей, как замечает иеромонах Роман. Значит, нет их и в творчестве, внутреннее состояние которого построено на гармонии:

Проста загадка чёрного холста:
Там Вий живёт, чьё тяжелеет веко.
Искусство, не нашедшее Христа,
Что может дать для сердца человека?

Этот свой благодатный и «непреходящий свет жизни», свою «тайну несказанную» Валентина Поликанина сопрягает с природным умением любить и сопереживать, а ещё с Божественным промыслом, с Его Высшей волей. «Есть Бог, есть мир. / Они живут вовек, / А жизнь людей мгновенна и убога», – писал Николай Гумилёв. Любовь христианская – вот та божественная стезя, что ведёт и направляет человека. Посему стихи, посвящённые памяти поэта, переводчика Миколы Шабовича, не пережившего ковидного времени, излучают добро и свет, которые и он щедро раздавал людям:

Он нас лечил весельем, добрый лекарь,
И жил лучисто, всех людей ценя.
Мы потеряли чудо-человека…
В поэзии все близкие, родня.

Любить – значит делать Добро! человеческая судьба так мгновенна и коротка, но остаётся память, полная горькой возвышенной доброты:

Поэта нет, но звуки лиры греют,
В стихах душевных – чувств девятый вал.
Не зря казалось: нет его добрее,
Так радостно он свет свой раздавал.

Исповедальность, обнажающая душу, что присуща лирической героине, нашла своё отражение в «Осенних стихах».
Самая сильная любовь – материнская. С покаянной страстью говорит автор о своей любви. Женщина – зерно, умирающее в детях. И так будет всегда. Недаром ветхозаветная жестокость была преодолена ради новозаветной любви, которую даровал человечеству Всемогущий Бог:

Человек без Любви дичает.
Заменяет Любовь речами,
Развлеченьями, рынком сбыта…
Без Любви он не может сбыться.

Все события, происходящие в нашей жизни, связаны с чудным промыслом Божиим. «<…> Случая нет. Всё, что ни случается с нами в жизни, доброе или злое, ожидаемое или неожидаемое, – есть Бог в разных видах», – писал в своих «Мыслях и замечаниях» Василий Жуковский. Время скоротечно. Обращаясь к собственной памяти, поэтические наброски о минувшем делает и Валентина Поликанина. Становится тепло, радостно, а порой и грустно от её стихов.
Первая зимняя радость приходит обычно с первым снегом. это знает каждый. Искристый нетронутый снег олицетворяет новолетие. И праздничные мысли о счастье тоже чаще всего приходят под Новый год, в Рождество:

Шального времени гримасы:
Давно не слышала свой смех
В потоке грустных информаций…
И снова эта радость – снег!

Вот яркое подтверждение тому, что русский лирический стих невозможен без радостного мироощущения. Мы все должны служить счастью ближнего. Тогда оно приходит и к нам – как заслуга. И по праву даётся тем, кто ценит и любит жизнь, кто, по слову Михаила Пришвина, мудр и прежде всего внимателен к душе близкого человека.
В развитии темы верности и любви поэтесса преодолела достаточно сложный путь, и завершается книга вдохновенными стихами, созвучными с её названием:

Все дороги не пройдены.
На земле малой родины
Жизнь открыла путь непростой:
Исцеление вечностью,
Исцеление верностью,
Исцеление добротой.

Хранить верность евангельскому завету – достоинство. Познать верность в земной жизни – честь. Господь никогда не лишает – человека ли, народ ли – надежды. В наше тревожное время Валентина Поликанина несёт нам свет вечной надежды, благословенный свет веры и любви…

Опубликовано в Новая Немига литературная №5, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Воробьева Людмила

Член Союза писателей Беларуси. Автор книг литературной критики: «Душа слова» (2015), «Время жизни, любви и подвига» (2016), «Единство вечных истин» (2018). Академик Международной литературно-художественной Академии Украины (2019), лауреат Международной литературно-художественной премии им. Г. Бёлля (Германия, 2020) за большой вклад в литературу и коммуникации, Международной литературной премии им. Н.Гоголя «Триумф» (2019), Международной литературной премии им. С.Есенина «О Русь, взмахни крылами…» (2017), а так же литературной премии им. М. Булгакова (2020), Международного литературно-художественного конкурса им. Де Ришелье (2020) и «Славянский калейдоскоп-2018», награждена Дипломом Золотой GRAND (Германия, 2020. Публиковалась в российских газетах «День литературы», «Литературный Санкт-Петербург», "Дагестанская правда", белорусских: «ЛіМ», «Звязда»; журналах «Берега», «Александръ», «Молодая гвардия», «Подъём», «Невский альманах», «Приокские зори», «Север», «Язык и литература: проблемы теории и практики», «Аспект» (Belgrade – Minsk), «Нёман», "Новая Немига литературная", "Белая Вежа", «Роднае слова», а также на Интернет-порталах: «Российский писатель», «Литературный Санкт-Петербург», «Осиянная Русь», «Русское Воскресение», на сайте газеты «День литературы», холдинга Издательского дома «Звязда» – «Созвучие: литература и публицистика стран СНГ», республиканском сайте Союза писателей Беларуси. Живёт в Минске.

Регистрация
Сбросить пароль