Липа Грузман. ГОРОД ИЕРУСАЛИМ 

ИСТОРИИ ИЗ ПРОШЛОГО

В Израиле проходят очередные выборы в Кнессет. Жизнь идёт! Идёт и идёт – и вот уже начался 5783 год по еврейскому календарю. А в России неторопливо подходит к концу год по европейскому календарю. На дворе стоит осенняя пора – очей очарованье. Хорошо! Чем хорошо? Ну как же: для многих писателей, поэтов, художников – это время мощного творческого подъёма.
…А ушедшее в прошлое время уже записывается сосновыми иголками на на желтые листы истории. Слова и чувства не витают в воздухе, они превращаются в книги, журналы, газеты. Как и любая переписка между людьми.
Мудрецы сказали, что зачастую письма содержат больше исторической правды, чем толстые официальные книжные тома.
Успеть! Рассказать! Запечатлеть! И вот, по воле Творца, Нотьке, сыну сапожника Арона Сандлера, уже много лет хочется записывать то, что видит, слышит, понимает. Ведет он честные исторические хроники – о времени и о себе.
И вновь вспоминаются мудрецы, которые писали, что только документальная правда, не поддерживающая ни одну из сторон, и есть правда жизни. А исторические-истерические писания профанов, превращающих одних людей в ангелов, других – в дьяволов, прежде всего преследуют цель набрать политические очки, продвинуться повыше, замазать черные пятна в своей собственной биографии.

*   *   *

Сейчас, теплым израильским вечером, писатель Нота Сандлер как живых видит перед собой четыре персонажа из «общественных деятелей» еврейской общины города Приволжска. Ну что ж, есть о чем повествовать! Эти люди работают в международных организациях, творящих добрые, благотворительные деяния для евреев – граждан Российской Федерации.
Хочется освежить в памяти: а сколько их осталось в городе-миллионнике, евреев, на 2022 год? Сложна эта задача. То, что когда-то было в отчетах облстата, Нотька, конечно, помнит и знает. А нынешние данные покрыты мраком, размыты и непонятны.
Можно, не зная точного количества «еврейских душ», проживающих в России, уже обернувшейся из социалистического государства в собственность собственников, только подтвердить, что граждане такого типа все еще живут на просторах России и в городе Приволжске, в очень небольших количествах. Особенно если сравнивать с доперестроечным периодом.
Помните генерала Драгунского, времен СССР, который представлял советских граждан с лицами еврейской национальности в партийных органах страны рабочих и крестьян? Как он вещал: мол, живут-де в СССР два миллиона евреев, которые идут твердым курсом к ассимиляции среди братских народов Великой и Могучей страны, являющейся оплотом мира на Земле! Никаких специфически еврейских проблем нет и быть не может…
Ну, и чем это обернулось? Писатель-Сапожник в наши дни, ужасные дни кровопролитной войны в Украине – родине огромного числа еврейских местечек, из которых вышли многие современные ученые, деятели искусств, врачи, педагоги, только вздыхает, видя, как ежедневно поднимаются в воздух самолеты, берущие направления на США, Германию, Израиль и даже Австралию. Еще и еще меньше евреев в России, осталось какое-то мизерное количество их, в том числе и на пыльных улицах некогда прекрасного Приволжска.
Тут же вспоминаются слова Сергея Есенина, одного из лучших представителей поэзии Серебряного века. Тот, вернувшись сто лет назад из США, писал, что там проходимец и джентльмен воспринимаются одинаково: человек и бизнесмен.
В первые годы «перестройки» в России Нотька Сандлер впервые столкнулся с американскими джентльменами. Они, приехавшие в далекую Россию с «благородной миссией помощи народу», воспринимались им, увы, как подлецы-бизнесмены, которые своё ханжество скрывали под добрыми улыбками на выхоленных лицах.
Руководители Международного еврейского комитета отправили на территорию «бывшего», в созданные на живую нитку еврейские общины русских городов – «раввинов», «культурологов», «филологов», «историков», «благотворителей» и «общественных деятелей с Высокой Целью: после семидесятилетнего рабства – возродить в еврейских телах еврейские души.
Конечно, по всей еврейской Америке шел сбор денег на спасение братьев от остатков коммунистической идеологии. Ну, чем-то же им надо было заниматься! Это я к тому, что когда говорят о помощи нищассным, то в Америке это серьезный бизнес. То есть за грудки берут каждого, вытрясают-собирают…
Ну что ж, вернемся к четырем персонам, примчавшимся завоевывать уши и души евреев Приволжска тридцать лет назад. Ух, и лихую «прописку-знакомство» с «заокеанскими братьями» они устроили!
А вы как думали: люди взялись за «тяжелейшую духовную работу» по переделыванию советских граждан еврейской национальности в образцовых иудеев.
Отважные бизнесмены!
Исак Авбах был послан Международным еврейским комитетом.
Раввин-херуин Изя Рускин представлял общество Праведник милосердный.
Пинхас Шмидт был «отважным разведчиком» от банкирской организации «Швейцария».
А управлял этой «тройкой с бубенцами» глава организации Комитеты милосердия Симха Диц.
Наша сторона тоже не упала в грязь лицом! Какие люди – ой-вэй! Вездесущая дама Сусик – раз, адвокат сталинского призыва, ветеран-общественник Сёма Фугель и вор в законе Эдик Чурак. Все главные в еврейской тусовке были «интеллигентные люди», а дама Сусик – ну та вообще леди. И даже еврей Губер – глава губернии – был лично знаком со многими учредителями Новой национальной общественной организации, которая, занимаясь своей деятельностью в новой России, провозглашала во всех странах ООН, что в государстве, рожденном из главного «обломка» СССР, антисемитизма нет. Вот нет – и всё. Евреи – граждане всея Руси – нынче не граждане второго сорта, а почтенные, уважаемые люди, стоящие во главе прогресса. Во как!
Всё это должно было быть документировано и фотоотчетом сопровождено в ноябрьский торжественный вечер, который проводился в концертном зале Дома артиста города Приволжска – древнего русского миллионника, где в эпоху социализма жило двенадцать тысяч триста пятьдесят душ – граждан еврейской национальности.
Но вот такое дело: в первые месяцы перестройки несколько тысяч самых энергичных евреев-приволжцев с попутным ветром улетели за океан и в Израиль. А тем, кто еще не дозрел, Михаил Горбачев посоветовал: «Возрождайте духовность и культуру своего древнего народа взамен ленинской идеологии». Во как!

*   *   *

Ну что ж, написал писатель-художник-сапожник Нотэ Сандлер запевочку к основному сказу – о том, как пытались интегрировать евреев из СССР в «новую Россию», маня и калачиком, и культурным возрождением, и пр., какое «приданое на свадьбу» привезли из-за бугра и как передали в торжественной обстановке.
Очень грамотно евреев готовили к этому мероприятию! Запустили по Приволжску слух, что не просто так соберут людей в концертном зале, что можно будет прямо там вступить в Международный еврейский комитет взаимопомощи (кто знает – может, оттуда подкармливаться или посылочки с вещами получать будет возможность?).
К тому же наши евреи уже начали привыкать к халяве со стороны наивных иностранцев: да, сначала торжественная часть, потом концерт сугубо национальной самодеятельности, затем самое главное: трапеза!
Общий стол, объединяющий разных по характеру людей в один могучий коллектив – еврейскую общину города.
Да-а, о таком приволжские евреи только слышали, а своими очами сорок лет не видели! Во времена Хрущева приезжала в город Мария Гордон, давала концерт на идише для стариков, еще не забывших маме-лошн. Набивался полный зал выходцев из еврейских местечек – от Прибалтики до Бессарабии. Но после Никиты-кукурузника строго современное коммунистическое воспитание отжало национальное самосознание в сторонку, в сторонку. Действовал негласный закон: «Евреи больше трех не должны собираться».
…Быстро пролетело время торжественной части. На рысях отплясали молодые танцоры, бодро отголосили вокалисты. Кто скажет, что не было сладко слушать песни на идише, еврейскую музыку, тот уж и вовсе не «наш человек». «А вдруг…» – засветилась в людях надежда, что после социалистического угнетения наступит долгожданная свобода, что евреи смогут быть такими же, как все люди, без унижений и надругательств.

*   *   *

Ну что ж, свобода наступила очень-очень быстро. Буквально через десять минут, в начале фуршета, за столом «еврейского единства». Вокруг стола длиною в 25 метров, выставленного в фойе Дома актера, в четыре шеренги выстроились евреи – граждане Приволжска, предвкушая радостный тост от солидно-бородатого Симхи Дица, посланника международного еврейства.
Прокуратура Израиля в это время уже вела расследование мошенничеств этого человека, на предмет: сколько денег он собрал для «несчастных братьев из России» и сколько реально истратил на нужды этой помощи (а сколько осело у его помощников и его самого в карманах). Но мы-то ничего этого не знали! А сам реб Симха, несмотря на все эти сложности в личной жизни, выглядел солидно, вел себя бодро и весело. Хряпнув первые пятьдесят грамм русской водки (с навыком ямщика на дальнем тракте), Диц прогорланил: «За наше братство, хевре!»
Раввин Изя Рускин, собрав мозги в кулачок, выдавил из себя молитву в благодарность Творцу за то, что Он кормит и поит евреев города Приволжска, объединяя их «в одну дружную семью. После чего хлопнул, не закусывая, стограммовый полиэтиленовый стакашек – и стал со снисходительной улыбочкой оглядывать участников исторической трапезы. Самым трезвым был вор в законе Эдик Чурак, он пил, что называется, подвязав почки веревочкой, только минеральную воду – уже три года был в глухой завязке.
На толковище со своими корешами он «зуб дал», что ширяться, бухать, шмалить больше никогда не будет.
А уж тут не отвильнешь! Тем более, что здесь же присутствовали его дружки-свидетели: Женя Кривошей, Лёва Ринштейн и Олег Коза. Всё чинно-благородно. Леди Сусик глоточками попивала яблочный сок: врачи запретили ей употребление алкоголя.
После почина, сделанного Дицем и раввином Изей, первая шеренга начала выпивать-говорить-гулять-закусывать. Вторая шеренга «братьев и сестер» потянула было свои руки через первую, к завлекательному столу. Третья и четвертая шеренги чётко поняли, что им ничего может и не достаться, и ломанули вперед, расталкивая впереди стоящих: ну как же – в такой компании да на халяву успеть налить, выпить, закусить!
Это надо было видеть – как профессор Любинзон толкал адвоката Фугеля, выхватывая из его рук бутылку «Боржоми», а профессор Лёва Курш, вспомнив молодость, хлебал водяру прямо из горла. Кто-то, хлебнув, сетовал, что раньше водка не была такой горькой, чья-то жена, любившая поесть, от души напихивала в сумку бутерброды и яблоки, схваченные со стола…
Сионистка Рита Мудкович управлялась с банкой шпрот, оливковое масло текло по ее подбородку – хозяева застолья забыли во время застолья положить бумажные салфетки, – в общем, как сыр в масле каталась. Более того, она красиво смахнула со стола пять банок шпрот в свою сумку – и они оказались в ее багаже, когда она через пару месяцев ломанула в США на ПМЖ…
Прозвучал тост во славу Бориса Ельцина, давшего свободу еврейскому возрождению. Шеренги смешались, кто до чего достал – тем и угощался.
Как же стыдно было смотреть на этих людей: что, ты себе бутылку «Боржоми» или сок яблочный не купишь, на рюмку водки не заработаешь? Но великая вещь – халява – открыла всё худшее, что в тех, кто дрался у стола, было. Здравицы провозглашались: сначала в честь евреев Приволжска, затем несмелое «Лехаим!». Да так всё закрутилось, что завязочный Эдик Чурак не удержался: плеснул себе полный стаканец «огненной воды» и, сморщившись, как лимон, медленно перелил его в желудок.
А Исаак Бух, представитель Московского комитета благотворительности, под шум и гам выглотал третий стаканчик «родимой русской» – и объявил: «Нет, так нельзя! Я должен сделать несколько исторических снимков, для отчета перед всем еврейским миром о таком мощном мероприятии по возрождению еврейства в России».
Правда, никто его особо уже не слушал: толпа нетрезвых евреев с красными глазами топталась вокруг «стола единства», не обращая внимания на политическую составляющую этого гульбища. «Да пошел ты, Исаак! У нас новая эпоха, новая эра жизни евреев в России началась, а ты тут с фотоаппаратиком бегаешь!» Грязь, ошмётки бутербродов, припрятанная в карманы редкость – одноразовые стаканчики, словом – гуляй, братва!

*   *   *

Нотька Сандлер в гущу халявщиков не лез. Видеть вот такое «возрождение еврейской общины города Приволжска», сотворенное советскими рабами вместе с заокеанскими зачинщиками, было противно, хотелось зажмуриться и уйти. Но он понимал, что во имя ПРАВДЫ всё это надо описать, чтобы не говорили, будто этого не было. Сейчас, можно сказать, наступила новая эпоха. И на стыке двух эпох можно и необходимо подвести итоги тридцатилетнего периода так называемого «возрождения иудаизма» в обычном, к еврейским тонкостям не приученном русском провинциальном городе Приволжске.
Прежде всего, количество «еврейских душ» очень сильно сократилось, стремясь к нулю.
Обер-раввин России и раввин города Приволжска за эти годы, меж тем, прилично разбогатели.
И Эдик Чурак, позиционировавший себя как главного еврея города, тоже, знаете, не обеднел. Он отжал у синагоги двухэтажный особняк в центре города, параллельно стал секретным сотрудником ФСБ.
– Вот леди, она же дама Сусик – та да, сдала, собирается переехать в  Израиль, в дом престарелых.
– Профессор, скажем так, Хуяксель, чуть не угодил в тюрьму на почве жадности, но друзья-чекисты и Чурак его вытащили-выручили, помогли подтвердить звание, ибо диссер тот навалял туфтовый.
Наглый раввин Изя выкрал из синагоги бесценные двухсотлетние свитки двухсотлетней давности…
Такая уж у России «особенная стать»…
В Россию можно только верить, говорите? Ну что ж, давайте верить, что удастся что-то восстановить, сделать благородным и богоугодным. Что раввин будет светлым иудеем, а не грязным хапугой, что появится возможность для тех, кто не уехал, вести истинно еврейский образ жизни.
Как не хотелось писать обо всём этом! Но Горькая Правда – лучше красивой Приволжской лжи.
Сапожник Нотька Сандлер шлёт свой иерусалимский шалом всем людям доброй воли!

22 ноября 2022 г.
Иерусалим 

Опубликовано в Литературный Иерусалим №34

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Грузман Липа

Прозаик, журналист. Родился в Горьком. Член МСПИ и Союза журналистов России. Автор пяти томов хроникально-художественной прозы. Лауреат премии Нижнего Новгорода за 2018 год в номинации «Публицистика». В Израиле с 1998 года. Живёт в Иерусалиме.

Регистрация
Сбросить пароль