Ирина Щетинина. ПАВЛОВСКАЯ ЗЕМЛЯ – НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

«Боруновский пленэр», который прошёл в рамках межрегионального  художественно – искусствоведческого проекта «Боруновская палитра»: Российская Академия художеств и горизонты реализма в искусстве» стал неординарным событием в культурной жизни Алтайского края в сентябре прошлого года. Ранее художники неоднократно работали на пленэрах, организуемых Алтайским отделением Союза художников России в разных районах нашего края. Но впервые была осуществлена поддержка на губернаторском уровне. Грант, полученный на данное мероприятие, позволил организовать группу из одиннадцати профессиональных художников для работы в красивейшем месте с богатой российской трёхсотлетней историей – районном центре, селе Павловске Алтайского края. Это место тесно связано с именем заслуженного художника РФ Геннадия Фёдоровича Борунова. На протяжении долгой творческой жизни он воспевал красоту своей малой родины, её земли и своих земляков-тружеников.
Его имя стало одним из самых известных и значительных в истории искусства нашего края. Фундаментальное, очень серьёзное профессиональное образование позволило Г.Ф. Борунову создать живописные произведения высочайшего художественного уровня, вошедшие в золотой фонд сибирского искусства. Сегодня самое большое собрание работ находится на хранении в Государственном художественном музее Алтайского края, а также в Павловском историко-художественном музее имени Г.Ф. Борунова.
Не одно поколение Боруновых держало в своих руках кисти, служило красоте и духовности своего народа. Как теперь говорят: «Геннадий был потомственным художником из династии Боруновых». В суровые времена, в годы борьбы с религией была варварски разрушена Павловская Введенская церковь, расписанная его прадедом и дедом. Но сейчас храм вновь возрождается, и нет сомнений, что скоро опять оживут святые лики под кистью современных и последующих поколений художников…
Речка Касмала с её плавным течением, реликтовый ленточный бор, обские просторы, усадьбы и улочки Павловска на полотнах Геннадия Фёдоровича давно обжили выставочные пространства края и хорошо знакомы уже нескольким поколениям алтайских зрителей. Наверное, по праву теперь они тесно связаны с его именем. Когда говорят: «Боруновские места» – это и есть Павловск.
Самый первый день пленэра стал точкой отсчёта, своеобразным камертоном на последующие дни работы в Павловске. Прежде всего, художники познакомились с экспозицией историко-художественного музея и с постоянной выставкой работ Г.Ф. Борунова в галерее его имени.
Были написаны первые этюды, выбраны места для дальнейшей работы.
Вдохновения и охватившего всех азарта хватило до конца пленэра! Благо и погода способствовала работе на натуре. За десять дней было создано более сотни этюдов. А это и туманные восходы солнца, и пламенеющие закаты, золотые рощицы, в которых гуляет осенний ветер, и тихие улочки Павловска, рябины с алыми гроздьями у деревянных домиков…
У каждого художника наверняка этот натурный материал станет подспорьем для создания картин уже в тихой атмосфере мастерских. Если взять любой живописный этюд – это окно в неповторимый мир, отражение души и настроения художника. Словно музыка льётся с холстов, на которых он в поиске красоты и гармонии делал свои замесы красок, наслаждаясь единением с родной южно-сибирской природой в самый очаровательный период осени, который народ назвал «бабье лето».
Руководитель пленэра, заслуженный художник России Анатолий Щетинин рассказывает: «…Нынешняя золотая осень дала нам, художникам, прекрасную возможность плодотворно поработать в этих местах. Для меня открылись замечательные мотивы для будущих картин.
А написанные этюды сохранят неповторимый колорит и световоздушную перспективу обских просторов, которые может видеть только глаз художника! Впервые здесь я прочувствовал величие нашей Оби, красоту её поймы с ковровым покрытием бесчисленных островков и гладью воды, отражающей бездонную синь неба… Почти полвека назад одни из первых этюдов были написаны мною именно в Павловске. Сюда мы часто приезжали вместе с отцом-художником, который познакомил меня с Геннадием Фёдоровичем Боруновым и его родиной. Прекрасные мгновения общения с природой и первые уроки живописи, полученные от отца, храню не только в виде этюдов, но, прежде всего, в душе».
«Боруновский пленэр» оставил самые тёплые воспоминания также и у всех участников творческой группы. В качестве примера можно привести отзыв живописца Андрея Арестова: «От пленэра в Павловске в полном восторге! Прекрасные бытовые условия, а самое главное – друзья-художники, замечательная, яркая осенняя природа. Хотелось изобразить и донести до зрителя божественную, неповторимую красоту каждого проживаемого дня». А для молодого художника Дмитрия Плохих очень важным стало то, что он «побывал в местах с древнейшей историей. «Боруновский пленэр» – это прекрасная возможность прикоснуться к великой традиции реализма, осознать весомость и значимость творчества нашего земляка для Алтая и Отечества».
Если обратиться к отзывам всех художников, то в одном они будут единодушны, что пленэр удался на все сто процентов. Участница пленэра Ольга Попова выразила общее мнение: «…коллектив художников в этом году образовался необычайно слаженный… Ежедневные выходы по нескольку раз в день на этюды сопровождались ежевечерними обсуждениями итогов дня, которые не могли не отразиться на выборе мест для натурных этюдов и, конечно, на качестве живописи. Все старались как могли!»
Сколько творческих личностей, столько и различных оценок, оригинальных умозаключений. Один из участников пленэра Сергей Боженко рассказывает о своём творческом методе: «…Мне нравится работать на пленэре. Великий покой бытия, в котором живёт изменчивая природа, манит меня. Обилие воздуха и солнца дают силу цвету и духу – тоже. Я люблю писать этюды против света, глядя в глаза солнцу. Это трудно, но сложность задачи даёт неожиданные подсказки. Более того, подводит к экспрессивным решениям». Николай Панченко делится с друзьями своим маленьким открытием: «… Вдруг налетел сильный ветер, сорвал с деревьев листву, и несколько листочков упало мне на палитру. Это и был именно тот цвет и колорит для моего этюда! А говорят, что чуда не бывает. Просто надо учиться у Матушки-природы…»
Отрадно, что юные Павловчане проявили наибольший интерес к появлению необычных людей с большими зонтами и этюдниками на их родных улочках, у любимых заповедных мест: речек и запруд. Многие из них в первый раз увидели «живых» художников и попали под магию творчества и искусства. Хочется думать, что именно эти встречи разбудят в них интерес и новый взгляд на такую привычную красоту, на место, где они живут с рождения. Дни, прожитые в Павловске, стали достопамятными не только для самих художников, но, наверное, и для земляков Геннадия Фёдоровича Борунова. Для многих его имя открылось впервые. Особый интерес вызвало то, что написанные на их глазах «картины» они смогут увидеть на музейной выставке.
Этот праздник-вернисаж действительно состоялся в конце сентября в Павловском историко-художественном музее им. Г.Ф. Борунова.
Его гостями стали участники конференции «Боруновская палитра», организованной Российской Академией художеств и Государственным художественным музеем Алтайского края. Здесь впервые присутствовали ведущие искусствоведы многих музеев Сибирских культурных центров: Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул.
Художникам-участникам пленэра пришлось сдать серьёзный экзамен столь представительным сибирским критикам, которые единодушно дали высокую оценку проделанной работе. Все участники встречи высказали пожелание закрепить положительный опыт проведения подобных пленэров.
Замечательной традицией у нас в Алтайском крае стали «Шукшинские чтения», которые проводятся уже более четырёх десятков лет на родине В.М. Шукшина в селе Сростки. «Чтения», посвящённые известным писателям и кинематографистам, уже проводятся во многих районах края, а также открываются мемориальные музейные экспозиции наших замечательных земляков. Но художники на этом фоне вниманием явно обделены. Хотя такое положение дел легко объяснимо: организовать рабочую поездку группы художников на долгое время, подвести под неё материальную базу всегда было непросто. И нынешняя успешная практика, несомненно, будет полезна в дальнейшем. Павловские «Боруновские чтения» уже проводятся более десятка лет, но теперь принято решение с периодичностью раз в два года, подкреплять их традиционным пленэром и последующей выставкой-отчётом в галерее имени Г.Ф. Борунова. По её итогам Павловская администрация учредила «Премию за лучшее произведение и искусствоведческую работу». И это, прежде всего, говорит о важности данного проекта для культуры Павловского района.
Все художники очень благодарны семье Боруновых за радушный приём, а самое главное, за сохранение наследия и памяти о Геннадии Фёдоровиче. Очень жаль, что сын Александр скоропостижно ушёл из жизни два года назад, но он успел сделать реконструкцию дома и мастерской отца, чтобы они стали доступны для посещения всех желающих. А семья Боруновых в лице вдовы Лентины Александровны, жены сына Елены Эриховны и внучки Виктории в свою очередь благодарит всех участников, художников, искусствоведов, организаторов, тех, кто поддержал этот проект: «… Замечательно и радостно, что Павловская земля стала столь мощным источником вдохновения, который, мы уверены, себя не исчерпает! Каждый художник показывает привычные, родные нам места сквозь призму своего собственного индивидуального взгляда. Здорово, что есть возможность всё это увидеть в работах и до бесконечности всматриваться и разглядывать их!»
Успешный сентябрьский отчет художников «Боруновского пленэра» в Павловске потребовал логичного продолжения в столице Алтайского края. Ко дню рождения Геннадия Фёдоровича Борунова в феврале этого года «Арт-галерея Щетининых» разместила на своих выставочных площадях две экспозиции. Наряду с живописными этюдами мэтра Борунова из коллекции Щетининых показаны и работы всех участников сентябрьского пленэра 2019 года. Теперь и барнаульцы, и гости края смогут посмотреть столь необычную выставку, где главным героем стал небольшой уголок нашей алтайской земли, увиденный духовным зрением, пропущенный через сердце и отражённый в красках.

Опубликовано в Бийский вестник №3, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Щетинина Ирина

Член Союза художников России, куратор выставочной деятельности «Арт-галереи Щетининых».

Регистрация
Сбросить пароль