Иосиф Куралов. ЕЗДА В НЕЗНАЕМОЕ

Один из самых ярких гениев русской поэзии Владимир Маяковский, обладающий парадоксальным умением поговорить с представителем какой-нибудь совершенно земной профессии о предмете космической высоты и красоты, нередко и очень убедительно пользовался своим умением. Вот, например, давно ставший классикой «Разговор с фининспектором о поэзии». Стихотворение, как многие у Маяковского, не коротенькое, развёрнутое, с внушительной аргументацией авторской позиции.  К тому же выстроено характерной для Маяковского лесенкой.
И всё же в этом большом количестве прочных ступенек, на мой взгляд, главными, являются вот эти (впрочем, ради экономии места, приведу их простыми строками):

………………………………………….
— Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.

Конкурс молодых литераторов Кузбасса «Говорит 21 век» и есть эта самая езда в незнаемое и добыча радия, где в грамм добыча, в годы труды. Особенно, если смотреть глазами жюри: авторами изведены и членами жюри прочитаны тысячи тонн словесной руды, а единое слово встречается не часто. Точнее говоря, не так часто, как хотелось бы.
И все же они – грамм добычи, единое слово – есть.
Например, в стихах недавно закончившего среднюю школу Альберта Вальгера из Белова. Он не просто пишет стихи. Он сформулировал своё отношение к поэзии: «В моем понимании поэзия – квинтэссенция науки и искусства. Для написания стихотворения необходимы, как и технические познания, то есть умение подобрать точно передающие мысль, эмоцию слова, понимание языка, оценка гибкости конструкций в предложении, осознание необходимости пунктуации; так и эстетическое видение текста и его структурных элементов, умение интерпретировать культурный подтекст, понимание отсылок к произведениям художественной культуры, эмоциональная выдержанность, чувство такта и уместности той или иной составной единицы предложения, текста с точки зрения вычурности или ее отсутствия.
Отношу себя к метамодернистам по литературному направлению, к псевдопоэтам – по факту. Чтобы достичь права называться поэтом – нужно много работать над собой как над личностью, как над автором, как над манипулятором слова».
Все это выглядит по-юношески бескомпромиссно, но право на существование имеет несомненное. Как имеют право быть и его стихи, не разбитые на строфы, а записанные как бы прозой, но совершенно очевидно являющиеся стихами, в которых ярко запечатлена пульсация жизни, бытия:
не знаю, в чем ты себя ограничивал – в любви или в одной ложке сахара в чай. не переживай, конечно, это не будет хронически, хотя, умоляю, не бросайся из крайности в край.
Поэзия достаточно полно и ярко представлена во всех возрастных группах конкурса. А их – три: от15 до 21 года включительно, от 22 до 28 лет включительно, от 29 до 35 лет включительно. Неплохо выглядят и прозаики с публицистами. А некоторые авторы предлагали свои тексты в двух, а иные и во всех трех – поэзии, прозе, публицистике – номинациях.
Назову несколько имен из разных возрастных групп и номинаций:
Константин Стафиевский, которого я знаю с его 12 лет, много лет он  посещал мою студию «Свой голос». Закончил филологический факультет Кемеровского государственного университета. Сегодня ему немного за 30. Поэт. Автор нескольких книг.
Андрей Фомин – тоже выпускник филологического факультета КемГУ. Поэт. Участник и победитель различных литературных конкурсов, автор публикаций в сетевых изданиях.
Мария Берестова – школьница из Мысков, поэтесса, второй раз становится лауреатом конкурса «Говорит 21 век». Но её произведений в этом номере не будет, потому что, как сказали работники журнала, она уже опубликовала в нём свою конкурсную подборку.
Поэты, прозаики, публицисты: Алёна Кузнецова, Анжелика Кипа, Наталья Шулакова, Полина Леончик, Дарья Волобаева, Роман Кишочкин, Елена Прокопенко, Мария Приходько, Ирина Колбина , Мария Кузнецова, Анна Каутер, Альбина Куклина, Ольга Пинигина, Анас тасия Перепелова, Анастасия, Осипова и другие авторы, живущие в разных городах и районах Кузбасса, представлены на страницах журнала.
Тут самое место сказать несколько дежурных фраз о том, что качество текстов некоторых авторов оставляет желать лучшего. Да это так. Но катастрофично ли сие обстоятельство для молодого, а тем более юного автора? Лично я никакой катастрофы здесь не вижу. Куда хуже, когда автор, приближающийся к восьмидесяти годам, не научился преодолевать сопротивление словесного материала, вязнет в топком болоте глагольных рифм, не может создать внятный поэтический образ и не обладает умением написать простенькую статью о собственном творчестве или о творчестве коллеги по цеху.
В связи с вечными упрёками в адрес юных и молодых припомню маленький фрагмент предисловия великого русского поэта Юрия Поликарповича Кузнецова к моей первой книге стихотворений «Пласт». Кузнецов, сказав несколькими словами, что «…автору кое-где не хватает мастерства…», тут же добавил: «Впрочем, это дело наживное».
С тех пор, на различных литературных совещаниях, семинарах, фестивалях, мастер-классах, конкурсах, когда вижу талантливо сделанный текст (неважно, стихи это или проза), имеющий явные следы авторского неумения преодолевать сопротивление материала, опираясь о слово Кузнецова, всегда говорю или имею в виду, что мастерство – дело наживное.
…Отец-основатель нашей писательской организации Евгений Сергеевич Буравлёв в своём могучем лирическом монологе «Земля», весьма напоминающем по стилю и ритмике интонации стихотворений Владимира Владимировича Маяковского, с которого началась эта статья, сказал:

Выходя на трибуну, предоставленную поэтам,
Я так и не решил: о чём быть поэме?
О физике, о какой-нибудь новой проблеме?
Или о лирике? Или о том и об этом?

Как эпическо-лирический герой Евгения Буравлёва – участники конкурса «Говорит 21 век», наши молодые авторы, поэты, прозаики, публицисты, похоже, тоже, пока еще не решили «о чем быть поэме». Впрочем, кому судьба зацепиться и остаться в литературе, тот несомненно решит этот вопрос. В ближайшем или отдалённом будущем. От этого решения зависит судьба писателя, его жизнь в литературе.
И очень важно, чтобы юные и молодые знали и не забывали это славное имя – Евгений Буравлёв. Я специально ввёл его в свой текст. Потому что с него началась писательская организация Кузбасса. Системная работа с молодыми тоже началась с него. И публикации молодых (которым сегодня лет по 70-80, а иных уж нет) в литературных изданиях тоже – с него. Все наши конкурсы, совещания молодых, мастер-классы, фестивали, семинары – всё это бесконечное продолжение буравлёвских совещаний и семинаров.
Это надо знать, помнить, чтить.

Опубликовано в Огни Кузбасса №6, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Куралов Иосиф

Родился в апреле 1953 года в г. Прокопьевске. Окончил режиссёрское отделение Кемеровского государственного института культуры. Работал в редакциях газет, в учреждениях культуры, образования. Главный редактор журнала "Университет Культуры", член редколлегии журнала "Огни Кузбасса". Автор книг: "Пласт", "Тридесятое пространство", "Тысяча твоих лиц", "Я шёл по воздуху – сквозь воздух", "Живое пространство". Член Союза писателей России. Лауреат областной литературной премии им. В. Д. Фёдорова, имеет награды Администрации Кемеровской области.

Регистрация
Сбросить пароль