Игорь Хохлов. …НЕ ТРЕБУЯ СЛАВЫ И ЛАВРОВ…

О поэзии Дмитрия Румянцева

Год литературы в России в целом и в Омске в частности проходит, по сути, незаметно — во-первых, постсоветская литературная жизнь страны если не полностью, то значительно оторвана от государства (кто-то считает, что это — благо, кто-то наоборот), а во-вторых, «удельный вес» внутри- и внешнеполитических событий оказывается больше, чем то или иное событие, связанное с деятелями искусства. Это и создает ложное представления большинства населения нашей страны — дескать, настоящие творцы остались в прошлом, и лучше Пушкина (Лермонтова, Тютчева, Есенина и т.д.) никто не напишет. Но, по мнению многих авторитетных ученых, профессиональных филологов и литературных критиков, отечественная поэзия переживает отнюдь не кризис — не зря в интеллигентской среде нынешнее время именуется Бронзовым веком (по аналогии с Золотым и Серебряным веками, XIX и началом XX соответственно). Если в Серебряном веке число настоящих, подлинных поэтов, которых можно без зазрения совести назвать великими, в лучшем случае достигало десятка, то в наше время условно сильных поэтов (будут ли они классиками, покажет время) сотни. Исчезла привязанность к Москве и Петербургу: центростремительная сила, конечно, остаётся, но несколько авторов, которые ничуть не уступают жителям столиц, есть и в нашем городе. В первой статье, открывающей цикл, посвященный поэтам-омичам, мне бы хотелось поговорить о нашем современнике Дмитрии Румянцеве — авторе непростом, в чём-то даже загадочном и, к сожалению, малоизвестном для широкого круга читателей.
Дмитрию Анатольевичу Румянцеву 40 лет. Он является автором четырёх стихотворных сборников, первый из которых вышел еще в 1999 году (за него молодой автор получил престижную для нашего города литературную премию имени Достоевского), второй и третий увидели свет практически одновременно — в 2011 году, а четвертый вышел двумя годами позже. Но выход каждой книги автора становился пусть локальным — в литературной сфере — но всё же событием и ничего общего не имел с тем, что мы понимаем под фразой «тешить самолюбие»: дескать, пришёл человек, который пишет стихи, что называется, для себя, в типографию, отдал денежку и может через пару недель забирать свои книжечки. В Омске таких примеров, к сожалению, немало — но тем ценны те книги, которые написаны, образно говоря, если не кровью, то настоящими, качественными чернилами. Дмитрий Румянцев обладает своего рода «джентльменским набором» настоящего литератора-профи: помимо собственных сборников, членским билетом Союза писателей, дипломами различных литературных конкурсов, несколько раз он приглашался на престижный Международный семинар молодых писателей в подмосковных Липках, наконец, среди омичей он безоговорочный лидер по публикациям в ведущих литературных журналах России
(«Звезда», «Юность», «День и ночь», «Новый мир» и др.). Пожалуй, именно последний факт наиболее всего демонстрирует состоятельность автора и указывает на его неслучайность на карте современной поэзии.
Читатель может справедливо спросить: а о чем же пишет наш достаточно молодой, но уже прославленный земляк? На этот вопрос ответить очень непросто. О чём писал Пушкин? Блок? Есенин? Кто-то вывел формулу, что настоящие стихи пишутся только о любви и смерти. Возможно. Но Дмитрий Румянцев никогда не загонял свои стихотворения в определенные рамки, не старался соответствовать строго заданной тематике. Лучше всего их прочесть, ибо цитировать — даже навскидку — его стихи можно сколь угодно много. Да, сами стихотворения у него непросты, своего рода народными и общедоступными их назвать нельзя: скорее всего, неподготовленный читатель может просто не принять написанное поэтом и усомниться в том, действительно ли Румянцев — это фигура и тот автор, который, возможно, станет символом литературного Омска начала XXI века.
То, что это фигура — сомневаться не приходится: более того, это фигура даже во многом нехарактерная для современного литератора. Многие наши современники — персонажи медийные, старающиеся быть на виду, любящие тусовки и всевозможные встречи, в крайнем случае, в своем же кругу. Дмитрий Румянцев на их фоне может показаться отшельником: он очень редко выступает перед читателями, не имеет раскрученной авторской группы в социальных сетях, не «пиарит» своё имя, не требует «любить за талант» — здесь уместна строчка известного поэта Сергея Гандлевского «И остаётся человеку / Припомнить всё, чего он „не“».
Но пока одни лезут вон из кожи и занимаются самопиаром, Румянцев пишет стихи, не претендуя на звание вожака, главаря и флагмана — и его стихи попадают в лучшие журналы России. Одни пытаются покорить избалованную аудиторию, выступая в клубах, барах, проводя уличные чтения — Румянцев предпочитает побыть наедине с собой, солидаризируясь с Пушкиным: «Служенье муз не терпит суеты». И отнюдь не проигрывает от этого!
Очень важно, что творческой энергии поэта хватает на долгие годы, и он обладает достаточной силой, чтобы выходить из неизбежных творческих кризисов как бы обновленным — и с новыми стихотворениями, которые и составляют новые сборники. Ведь это лучше, чем громкая, но однодневная слава многих мальчиков и девочек, пишущих стихи, чей литераторский запал сопоставим со временем их «почитания» аудиторией. Стало быть, для кого-то поэзия — увлечение, этап, «болезнь юности»; для Румянцева же это — судьба. Но при этом поражает его воистину скромное отношение к своему творчеству: как же это контрастирует с теми, кто, написав парутройку крепких произведений, уже борется за своё место на литературном Олимпе. Но о последних многие забудут, а музе Румянцева будут отдавать должное и наши потомки, изучая историю омской литературы рубежа тысячелетий. Но справедливости ради отметим, что с его стихами знакомы в основном его «соплеменники», то есть коллеги по литераторскому цеху.
Именно они отозвались в печати и в Интернете на выход его последних сборников, именно они являются, пожалуй, самыми благодарными его читателями и ценителями.
Наверное, сам автор вполне осознаёт свою силу, но не бравирует ей и не пытается примерить на себя «корону поэтов». Он начисто лишен эпатажа, как талантливые, но любящие скандалы омичи-литераторы Антон Сорокин и Аркадий Кутилов (хотя о степени таланта А. Сорокина как литератора многие сведущие люди спорят). Конечно, поэтический мир Румянцева возник не на пустом месте. Как и многие авторы, родившиеся в 1960–1970-е го ды, в юности он попал «под каток» Бродского и достаточно долго некоторые мотивы, интонация Бродского и его манера пропитывали его стихи, хотя, конечно, эпигоном Дмитрий не был. Обрести свой собственный голос поэту удалось не сразу — это сейчас тонкий знаток омской поэзии может запросто узнать стихи Румянцева, сейчас автор достиг высокой степени творческой свободы. Какой ценой — сказать непросто, да и не это главное.
Важно то, что в нашем, по мнению большинства, абсолютно непоэтичном веке, продолжает жить русское слово — поистине сильное и неистребимое.
Дело даже не в патриотической позиции автора или его аполитичности, не в продолжении традиционной школы или радикальном авангардизме: важно, что и в нашем городе есть авторы, чья сила и вклад в литературу объективно признаны. Дай-то Бог, чтобы их было все больше.

Опубликовано в Паровозъ №7, 2018

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Хохлов Игорь

Родился в Омске в 1990 году. По первой специальности — программист, по второй — историк. Стихотворения, рассказы, критические и литературоведческие статьи печатались в журналах «День и Ночь» (Красноярск), «Волга-XXI век» (Саратов), Homo Legens (Москва), «Дальний Восток» (Хабаровск), «После 12» (Кемерово), «Молодежная волна» (Самара), «Литературный меридиан» (Арсеньев), «Северо-Муйские огни» (Северомуйск), интернет-изданиях «Лиterraтура», «Пролог», Textura, сборниках, изданных по итогам XII и XV Форумов молодых писателей в Липках-Звенигороде «Новые писатели», московской газете «Интеллигент», альманахе «Реванш» (Прага), многочисленных омских коллективных сборниках, журналах и альманахах. Автор 4 стихотворных книг. Участник XI, XII и XV Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья в Липках-Звенигороде (2011-2012, 2015 гг.). Лауреат областной литературной премии им. Достоевского (Омск, 2013 г.), член Союза российских писателей, литературный редактор и менеджер по связям с общественностью в омских изданиях «Тарские ворота» и «Иртышъ-Омь».

Регистрация
Сбросить пароль