Фарзана Акбулатова. ОКРЫЛЁННАЯ ЛЮБОВЬЮ

Чем дальше уходят горы, тем сказочней вид: ни одна вершина не повторяет очертаний другой, и в какой-то миг начинаешь глубже осознавать, что ты – часть этого великолепия, что ты есть невесомость: стоит взмахнуть руками – и вот уже летишь. Впрочем, для окрыленного любовью к родной земле и природе человека ничего не стоит путешествовать и по воздуху времени.
Творчество известной поэтессы, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева Факии Тугузбаевой (Нафиковой) производит именно такое впечатление.
В славной летописи нашего Отечества династия Нафиковых оставила свой след. В этой семье было много военных. Вставали грудью на защиту Родины, когда того требовало время. Отечественная вой на 1812 года: Нафиковы сражались вместе с башкирскими полками против французских захватчиков и дошли до Парижа.
В судьбоносных моментах для нашего Отечества они взвалили на свои плечи груз и тяжесть эпохи. Отец Факии Хади Нафиков одним из первых ушел на Великую Отечественную вой ну. Участвовал в обороне Сталинграда. Вернулся с фронта с подорванным здоровьем.
Раны, полученные на вой не, часто давали о себе знать. Факие было всего четыре года, когда его не стало. Очень скудные воспоминания остались об отце – как он брал ее на колени, касался небритой щекой её личика и счастливо улыбался…
Поэтесса как-то с грустью однажды обронила такие слова: «В наследство от отца мне досталась медаль “За оборону Сталинграда”, от матери медаль “Ветеран вой ны”. Вот и все мое наследие».
Кстати, об этом очень хорошо сказано в ее поэме «Поклонение». Как бы то ни было, честная, порядочная жизнь Нафиковых свидетельствует об их последовательности, верности – себе и жизни. Но стоит добавить, что родители оставили Факие наследие гораздо ценнее – талант и духовную силу, которые не подвержены тлену.
Когда мы ведем речь о корнях, питающих талант, часто обращаемся к детству, вспоминая о нем как о безоблачной, хотя это не всегда соответствует действительности, поре. Грозы и молнии, огонь и дым – все это было в жизни маленькой Факии. Одно из самых ярких воспоминаний связано с пожаром. Ей было всего четыре года, когда загорелся их сосновый дом. Тогда отца уже не было в живых. Взрослые вывели детей на улицу. Факия, взяв за руку своего младшего брата Исламмурата, с ужасом смотрела на объятый пламенем родительский дом. О чем тогда были её мысли? Может, она уже пыталась понять суть жизни, которая иногда одаривает тебя щедро, а иногда отнимает все так внезапно. А может, в тот день к ней пришло осознание того, что она – старший ребенок в семье, значит, ответственна за младшего брата, что отныне она должна быть верной помощницей своей мамы?
С того злосчастного дня для всей семьи начинается новый этап жизни, полный испытаний. До наступления холодов надо успеть поставить новый дом! За короткое время мать, Садикаапай, поставила сруб для новой бани и построила свой дом. Правда, очень уж маленький, в котором всегда было много народу. Мать Факии работала тогда санитаркой в медпункте. В её дом приезжали медсестры, фельдшеры, дети из соседних деревень, чтобы учиться в школе (интерната не было), и что самое удивительное – всем хватало места. «И на полу приходилось спать, – воспоминает Факия Хадиевна. – Все измерялось добротой и широтой души моей матери, поэтому наш дом всегда был очень светлый и просторный, и мы не знали тесноты. Она умела создавать уют в доме…» Следует отметить, что Садика-апай обладала уникальной памятью, она была хранительницей народного творчества.
Женщина выросла возле озера Асылыкуль и сохранила в памяти народные легенды, старинные песни, которые передавались из поколения в поколение. Будущая поэтесса услышала от нее своеобразный, неповторимый фольклор племени канны. Факия Тугузбаева записала сто песен, продиктованных матерью. Да, старинные башкирские песни мать знала хорошо, у нее также было много песен собственного сочинения. Мама для Факии была одним из неиссякаемых источников вдохновения.
Факия училась в школе на одни «пятерки». Все предметы ей давались легко. В мае, в День пионерии, обычно отличникам доверяли зажигать пятиконечные пионерские костры – так, много раз ей приходилось быть «Прометеем» школы. Языки пламени, как символ веры в будущее, стремятся куда-то вверх, увлекая за собой, и живые огоньки загораются в глазах рядом стоящих сверстников. Такие костры в какой-то мере символизировали дух романтизма. Подарить свет людям, нести в себе такой свет, что может быть прекраснее этого?.. А кто зажег первые искры творчества в сердце будущей поэтессы?
Когда девочка училась в пятом классе, в Канны- Туркеевскую среднюю школу на практику приехали студенты-практиканты – будущие поэты Барый Нугуманов и Самат Габидуллин. Они с большим энтузиазмом организовали в школе литературный кружок. Факия в скором времени становится самым активным членом кружка. Она с огромным удовольствием участвует в концертах и пишет стихи. Кстати говоря, в своих воспоминаниях Самат Габидуллин написал: «Как-то раз Факия поставила свой собственный танец на старинную башкирскую мелодию».
Как бы то ни было, практиканты сумели создать в школе творческий дух, а ведь говорят, души детей как поле для посева – что посеешь, то и пожнешь.
Вскоре первые стихи Факии Тугузбаевой появились в детской газете «Башкортостан пионеры», затем в журнале «Пионер». В старших классах ее стихи публиковались в газете «Совет Башкортостаны».
На третьем курсе в БашГУ, когда сдавали экзамен по философии, преподаватель оценил знания Факии Тугузбаевой на «четыре». Когда весь курс сдал экзамен, он вновь пригласил Факию на кафедру и сообщил, что ее оценка исправлена на «пять». «После ответа всего курса, я смог объективно оценить твое знание», – объяснил он свое решение. Разве можно забыть такие моменты жизни?
Факия Тугузбаева с особой теплотой вспоминает своего дипломного руководителя, известного ученого Марата Мингажетдинова. «Факия, возможно, ты станешь известной поэтессой, а может, ученым, но, кем бы ты ни стала, я желаю тебе оставаться такой же гордой и умной». Эти же добрые пожелания оставил он в своей книге.
Ничто не вечно под луной, но вечны слова, которые исходят из самого сердца. Великий наставник верил в своих учеников, многие из которых, в их числе и Факия Тугузбаева, оправдали его надежды. Она продолжает служить делу, которому посвятила себя, честно и достойно.
В ту ночь, когда ушел из жизни Марат Мингажетдинов, внезапно началась сильная буря. Один из толстых тополей, что рос перед главным корпусом университета, не выдержав такого натиска, рухнул…
Известная поэтесса, лауреат Республиканской государственной премии имени Салавата Юлаева, Факия Тугузбаева является автором более тридцати книг! Согласитесь, это большой труд и большая удача. А вот сборник стихов «Даю свое благословение» занимает для нее особое место в жизни – эта книга принесла поэтессе высокое звание лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева. Кстати, Факия Тугузбаева удостоилась этой премии будучи относительно молодой поэтессой (в 45 лет), уступая лишь Рашиту Султангарееву, который получил эту награду в 40 лет.
В многих её поэмах отражаются сложные, поворотные моменты в истории народа, страны, три из них посвящены жизнедеятельности легендарной личности – Салавата Юлаева.
Они – своеобразный учебник истории, написанный в поэтической форме, и самое главное – достойный пример художественно- эпического мышления в современном литературном мире.
Среди эпических произведений особое место занимает дастан «Канны – крепость Хумайгуш». Автор говорит о нем так: «После выхода книги “Даю благословение”, дастан “Канны – крепость Хумайгуш” является моей самой весомой творческой работой, очень много сил ушло на её завершение».
Дастан отнял у поэтессы более трех лет. За это время ей пришлось изучить много исторических книг, кропотливо сидеть над разными источниками.
О каннинцах, живших в IV веке до нашей эры возле рек Сырдарьи и Амударьи, о которых пишет автор, сведений практически не сохранилось. Незначительный осколок некогда могучего племени, кочуя с места на место, наконец выбрал своим обиталищем земли, на которых простирались Асылыкуль, реки Кандрыкуль, Сармасан, Кармасан, Сюн. Племя боролось с внешними врагами, выжило и сумело увековечить свое имя в истории. По мнению автора, каннинцы, имеющие историю протяжённостью в нескольких тысячелетий, давно заслуживали такого внимания.
Каково духовное наследие каннинцев?
В чем выражается своеобразие их обычаев и традиций? В дастане читатель найдет ответы на эти и другие вопросы. Острая сюжетная линия, неожиданные повороты судеб героев словно воссоздают живую историю. События описываются в традиционном поэтическом жанре и в метре белого стиха, со своей мелодикой и ритмикой.
«Канны – крепость Хумайгуш» вправе можно назвать шедевром поэтического искусства и вершиной ее творчества, автор раскрывает героические истоки народного патриотизма, национально- духовную самобытность.
Хотя дастан повествует о стародавних временах, о славных племенах – каннинцах, которые составляют определенную часть башкирского народа, мне кажется, главным героем в нем выступает знаменитое озеро Асылыкуль, все действия происходят вокруг него.
Малая родина поэтессы славится этим чудо-озером, которое когда-то облюбовал древний род – каннинцы. С тех пор утекло много времени, и сколько песен посвящено, сколько легенд сложено ему, и не сосчитать. Ясно одно, Асылыкуль навсегда останется источником вдохновения и музой для творческих личностей. А что означает «Асылыкуль»? – спросите вы. Версий много, я тут хочу привести лишь одну из них, слово «Асыл» означает «драгоценность», «сокровище». Да, вне сомнения, Асылыкуль было и остается сокровищницей башкирской земли, своеобразным отражением народной души. Дастан Факии Тугузбаевой – подтверждение тому. Между прочим, деревня Канны- Туркей, малая родина поэтессы, дала нашей республике трех лауреатов государственной премии имени Салавата Юлаева. Поэт-фронтовик Хаким Гилязев и режиссер Габдулла Гилязев – выходцы из этой деревни.
В 1995 году данной престижной премии была удостоена Факия НафиковаТугузбаева. Несколько лет тому назад жители Канны- Туркей Буздякского района славно отметили 550-летие села.
Факия Хадыевна – автор свыше десяти поэм. Некоторые из них включены в школьные программы по башкирской литературе; согласитесь, такая удача улыбается не каждому писателю.
А удачлива Тугузбаева не только благодаря своему таланту. Она удивляет читателей титанической работоспособностью и требовательностью к себе.
Поэт Хасан Назар написал о поэтессе так: «Несмотря ни на что, литература, в частности поэзия, остается и по сей день честью, совестью нации, и она встречает новый век, широко расправив свою грудь, как башкир-вотчинник. Эта поэзия – мужество ума и мелодии души. Она воистину всегда была посланием духа. Тому подтверждение и творчество Факии Тугузбаевой…»
К некоторым моментам жизни мы возвращаемся часто, вновь и вновь переживаем их, исчерпывая силу из тех счастливых минут или как бы ища ответы на вопросы, которые задает нам жизнь сегодня. С высоты сегодняшних лет поэтесса понимает, что те необъятные дали, которые звали ее в детстве, и были зовом души к творчеству.
Достигла она своих высот благодаря кропотливому и неустанному труду.
Она обращалась и к далекой истории, чтобы через прошлое рассказать о сегодняшнем; зная прошлое – уверенно смотреть в будущее. Для художника – большое счастье путешествовать во времени. История, возможно, занимает незначительную часть ее деятельности. Но её творчество является своеобразным ответом на вечные вопросы, которые волнуют человечество. Она верный собеседник своих современников. Для Факии Хадыевны «современность и современники» всегда были и будут главной темой творчества. Она открылась миру, и мир ответил ей тем же.
…В детские годы подруги собирались вместе по вечерам и рассказывали друг другу сказки. Такие мероприятия были для детей своеобразным состязанием – кто знает больше сказок, кто лучше рассказывает? Сказки не должны повторяться! Значит, нужна не только хорошая память, но и творческий подход, смекалка. Хоть сказки и не повторялись, но в каждой из них звучали вечные темы – добро, справедливость, вера, любовь. Добрые семена, которые закладывались в сердцах детей, дали свои всходы! Факия Тугузбаева продолжает радовать малышей прекрасными сказками, рассказами, стихами. Человечество будет жить, пока есть детство. Лауреат Республиканской государственной премии имени Салавата Юлаева, известная поэтесса Факия Тугузбаева, долгие годы проработавшая редактором детского журнала «Акбузат», ни на минуту не забывала об этом. Я хорошо помню, какие организационные работы велись для того, чтобы увидел свет первый номер этого чудесного журнала. А после – мероприятие за мероприятием, поездки в разные города и районы, незабываемые встречи с маленькими друзьями… Сколько счастливых минут подарила она детям – минут славы, вдохновляя их на творческие подвиги.
Уже выросло целое поколение, которое не может представить свое детство без этого яркого, красочного, сказочного издания. Их самые светлые воспоминания связаны с детским журналом «Акбузат». И сегодня перо мастера, художника слова продолжает создавать волшебство для малышей. Что может быть величественнее и прекраснее этого на земле?

Опубликовано в Бельские просторы №1, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Акбулатова Фарзана

Родилась 1 февраля 1960 года в д. Урняк Хайбуллинского района БАССР. В 1987 году окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала корреспондентом газеты «Совет Башкортостаны», с 1991 года — редактор, комментатор, руководитель творческого объединения «Ижад» ГТРК «Башкортостан». Член Союза писателей РБ (1995), член Союза писателей РФ, член Союза журналистов РБ (1999). Лауреат литературной премии им. Ш. Бабича (1996).

Регистрация
Сбросить пароль