Элеонора Виксман. КОРОЛЕВСКАЯ ШКАТУЛКА С ДРАГОЦЕННЫМИ ДАРАМИ

Жил-был один король. И звали его Балдуин Третий.
Знатоки истории крестовых походов сразу же вспомнят, что был он сыном знаменитой иерусалимской королевы Милисенды, которая после смерти своего мужа Фулька Анжуйского, внезапно погибшего на охоте (хе-хе, ох уж мне эти короли на охоте), практически оказалась единовластной правительницей Иерусалимского королевства при тринадцатилетнем юном короле Балдуине.
Он вначале и интереса особенно не выказывал к власти.
Задумчивый и благородный был юноша. Но потом, конечно, взял власть в свои руки. Даже потребовал себя ещё раз короновать и поделил королевство на две части, так что именно ему досталась Галилея на севере с Акрой и Тиром.
Потом-таки он отвоевал и юг с Иерусалимом.
А матушку свою отправил в «изгнание». Был рыцарем без страха и упрека. Побеждал сарацинов. Установил добрососедские отношения с Византией и даже женился на византийской царевне Марии, когда ему было 28 лет, а невесте всего 13.
Детей родить они так и не успели, ибо через четыре года после свадьбы бедняга король скоропостижно скончался. И есть версия, что он был отравлен некими таблетками, данными ему его сирийским врачом. Учитывая, что трон достался его родному брату Амори, можно предположить, что и отравление это именно Амори рук дело.
Отличная история, скажете вы, но причём здесь королевская шкатулка?
Шкатулкой, если позволите, я назвала одно владение в Галилее, которое, возможно, ещё было построено его отцом Фульком, и называлось ни мало ни много Королевским замком, Кастеллум Регис или Шато Дю Руа. Можно предположить, что Балдуин Третий никогда в этом замке, стоявшем на пути между Акрой и Дамаском, не бывал. А может, и бывал, в тот период, когда ему досталась Галилея при разделе королевства. В любом случае, уже будучи полноправным королём, он внезапно передает владение этим замком благородному сеньору Иоанну Хайфскому числа 28 января 1160 года от Рождества Христова, без всяких на то видимых причин.
Собственно, эта дата и есть первое письменное упоминание о крепости Кастеллум Регис. Замок находился на территории деревни Меилия или Малия, чье название также упоминается в вышеупомянутом документе.
Следующее упоминание о Кастеллум Регис мы встречаем в документе, согласно которому новый король Балдуин Четвертый (Прокаженный) передает замок своему дяде Жослену Третьему Де Куртене, графу эдесскому, в 1182 году. Из чего следует, что, во-первых, замок таки продолжал быть королевской собственностью. А во-вторых, оставался важным центром жизни и сторожевой крепостью. Поэтому совсем не удивительно, что он был взят штурмом Саладином в 1187 году. И оставался во владении мусульман до третьего крестового похода, когда он вернулся в руки дочерей Жослена де Куртене.
Ну как, запутались как следует в истории крестовых походов?
Если нет, то продолжим.
Во время третьего крестового похода, при осаде Акко году эдак в 1190, возник новый рыцарский монашеский орден, известный нам как Немецкий орден святой Марии Иерусалимской, или попросту Тевтонский орден.
Из-за конкуренции с уже существующими рыцарскими орденами тевтонцы вынуждены были искать и приобретать владения за крепостными стенами Акко в западной Галилее. И вот тут-то мы и обнаруживаем очередное упоминание о нашем замке. В мае 1220 года Беатрис де Куртене и её муж Отто фон Хенненберг (немец, конечно) продают свои владения, включавшие замок и 29 окружавших его деревень, тевтонским рыцарям.
Правда, девять лет спустя внук Жослена де Куртене, сын родной сестры Беатрис, предъявляет свои права на владение замком. А тевтонцы, ничтоже сумляшеся, практически покупают замок во второй раз.
Видимо, средств, присылаемых из Германии, было у них предостаточно. После строительства главного центра тевтонцев в Галилее, замка Штаркенберг, он же Монфорт, Кастеллум Регис теряет свое стратегическое значение. Хотя, конечно, остается частью разветвленной сети замков, защищающих путь из Акко в Дамаск, построенных рыцарями.
Судьба замка была предрешена, когда началось наступление мамлюков. И он пал в 1266 году, на пять лет раньше, чем неприступный Штаркенберг. И на этом средневековая история его завершилась.
Более поздние документы мамлюкского периода свидетельствуют, что Кастеллум Регис не был разрушен и даже какое-то время служил административным центром для мамлюкских наместников.
Но время, конечно же, не пощадило замок, который был построен как классический крестоносский квадратный каструм с четырьмя башнями.
Хотя и не разрушило до основания.
Каждый раз, когда я гляжу с балкона на панораму Меилии, открывающуюся во всей своей красе, я чётко могу разглядеть контуры замка на вершине холма, в который вписались дома деревни, ставшей снова абсолютно христианской в середине 18 века с лёгкой руки бедуинского правителя Галилеи Захира Аль Омара, который привез из Ливана несколько христианских семей и поселил их на руинах замка, выселив всех живших там до этого мусульман в соседнюю Таршиху. Именно потомки этих христиан и живут в Меилии до сих пор.
Сегодня приезжать в Меилию надо не только для того, чтобы разглядеть величественные руины средневекового замка, но и в первую очередь, чтобы познакомиться с нынешними обитателями этой замечательной деревни. Здесь можно с лёгкостью провести целый день. Начать с дегустации в прелестной винодельне – бутик Джулия, попробовать изысканное вино, созданное в лучших галилейских традициях, замечательным виноделом Джорджем и его сыном. Продолжить знакомство с алкогольными изысками в доме Табака и Арака, в гостях у настоящего мастера своего дела Баселя Касиса в традиционном доме 19 века, где ароматы великолепного виноградного арака не оставят вас равнодушными.
Оттуда можно отправиться в одну из старейших действующих маслодавилен Галилеи, находящуюся в помещении эпохи крестоносцев. И понять, как изготавливали оливковое масло последние триста лет. А если эпоха крестовых походов кажется вам слишком недавней, то можно отправиться в гости в чудесную семью Илии и Самии Араф, под домом которых всего лишь находится византийская церковь пятого века. И они фактически отказались от жилого пространства в своем доме, чтобы археологи могли раскопать пол этой самой церкви, украшенный замысловатой мозаикой.
Но если и этого недостаточно, то можно, конечно, подняться на самую вершину холма. Не только потому, что оттуда открывается потрясающий вид на все западно-галилейские окрестности. Не только потому, что там стоит прекрасная церковь, которая сама по себе стоит отдельного визита, но в первую очередь для того, чтобы посетить Шато Дю Руа.
Самый, пожалуй, изысканный ресторан итальянской кухни принадлежит семье Асаф.
Семья эта не только отреставрировала огромную часть замка, но и, благодаря археологическом раскопкам, стала владелицей самой большой на Ближнем Востоке крестоносской винодельни, найденной в процессе строительства и реставрации. Сама хозяйка Сальма или её сын с удовольствием показывают историческое подземелье и обещают, что скоро там будет настоящий музей, посвященный эпохе уже известных нам королей и королев.
И конечно, невозможно уйти из Шато Дю Руа без того, чтобы продегустировать высокую итальянскую кухню.
Так как шеф повар ресторана двадцать лет прожил в Италии, и не только говорит по-итальянски без всякого акцента, но и прекрасно готовит.
В чем могу вас заверить.
Ибо, как говорится, на себе испытала, а также на любимых коллегах и семье.
А где, собственно, драгоценные дары, спросите вы?
Так ведь каждому, кто приедет в Меилию, а тем паче пойдет со мной на экскурсию, они станут доступны: будь то вино Джулия, арак Аль Бурдж, оливковое масло или козьи сыры наивысшего качества (в Меилии отличная козья ферма), и в конце концов ризотто с грибами, карпаччо или утиная ножка в ресторане Шато Дю Руа.
Думаю, Балдуин Третий, а тем паче Четвертый, остались бы довольны и вином, и королевским выбором блюд.

Опубликовано в Литературный Иерусалим №32

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Виксман Элеонора

Поэт. Родилась в Гомеле. Окончила Хайфский Государственный университет по специальности французская литература. Публикации в журнале «Литературный Иерусалим». В Израиле с 1992 года. Живёт в Маалоте.

Регистрация
Сбросить пароль