Елена Куклина. ПРЕДЧУВСТВУЮЩИЙ ЛИРИКУ В ШТОРМАХ

Шестой сборник новосибирского поэта Юрия Татаренко издан в Красноярске при поддержке местного министерства культуры — как победителю всероссийского турнира «Король поэтов». В новой книге «В предчувствии лирического шторма» представлены более полусотни стихотворений, написанных Юрием за последние два года, с момента выхода предыдущего сборника, «Грусть винограда».
Значительная часть текстов опубликована в литературных журналах «Новосибирск», «Барнаул литературный», «Иркутское время», «День и ночь», «Арион», «ЛИФФТ», «Образ», «После 12» (Кемерово), «Тарские ворота», «Брега Тавриды» (Ялта), «Начало века» (Томск), «Ликбез» (СанктПетербург), газетах «Советская Сибирь», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Независимая газета».
Поэзия Юрия Татаренко привлекает совершенством формы, искренностью, широтой авторского кругозора, игрой слов и обилием неологизмов:
«Приеду в город незнакомый, / В грустинице остановлюсь… Я вновь свободрый, вновь свобедный», «Сойти с ума под барабань дождя», «Я в глупь себя смотрю ночами», Особенно удаётся Юрию пейзажная лирика. «Лишь облаков разорванные звенья — / Как будто Геркулесовы следы», «Вокруг Коктебеля холмы — / Гор карнавальные маски», «Тряпками волн осень пыль вытирает с утёса», «Болеют горы безавтомобильем», «Пирс, мини-пляж для люмпенов, / Нокаутирован штормом», «Дождь зарядил с утра / Пушку свою акварельную», «Ветер ночь в листву целует», «Август… Золотом тронет виски / у берёзонек простоволосых». Известно, что символом России стала берёза. Мало кто из отечественных поэтов не описал её. У Татаренко смысл этого образа наполнен христианскими мотивами: «Одинокая берёзка — / В небо / Лестница моя».
Десяток стихотворений составляют своеобразный крымский цикл. Хорошо чувствуется, насколько сильно на автора книги повлияли черноморские реалии. Стихотворение «Позёмка» начинается с признания «Как хорошо зимой в чужом дому / Повспоминать о крымском разнотравье». Весьма интересны описания в таких текстах, как «Волошинский сентябрь», «Гурзуф на троих», «Неотправленное письмо», «Закат Европы».
Особое место в сборнике отводится любовной лирике. В одном из самых чувственных стихотворений, «Ночной снегопад», эротические мотивы гармоничны в своей экспрессии: «Наша нежность меняет штриховку / С вертикали на горизонталь».
Интересна звукопись: «Обворожён и обожжён тобою, / Повержен обнажённою рукой», «Баррикады прожорливы, как барракуды», «В жарких сумерках берёзка / С умным видом шелестит», «В окне у Казимира небо / Необоснованно безлунно». Стихам Татаренко также присущи разнообразие ритмического рисунка и свежие рифмы: «берёзка — Бориска», «обналичит — безразличье», «ароматом — доном Руматой», «междометий — прогнозами метео»…
Юрий обожает парадоксы: «Но только волны берег бьют / Всегда по самому больному», «Море барашки свои / сбросит вновь на песчаную флешку», «Это платье о том, как выжить / После громкого расставанья», «Все рассветы — о том, как странно / Облаков кровоточат дёсны». Ирония рассыпана по сборнику щедрой рукой. «Мучился заяц в оранжевой беличьей шкурке — / Трудно быть зайцем, когда ты родился лосем». «И тонким варежкам моим / Снежинки причиняют зиму», «Хватает шнура до розетки / И тысячи — до аванса… / Но как ощутима нехватка / Китайских мозолистых рук!», «Голым купаюсь — жуткое зрелище / Для неокрепших медуз». Чувство юмора, продемонстрированное поэтом 12 лет назад в книге «Дребеденчики», за эти годы, вне всякого сомнения, окрепло.
С появлением книги «Чтонатворительный падеж» (2012) Татаренко традиционно ярок и в своём социальном высказывании. В качестве примера нового наброска «портрета эпохи» можно привести стихотворение «Правительственная трасса». «Здесь мчатся исключительно по встречной — / Ведь так видней со стразами рессоры! / Рябиновый, медовый, огуречный — / Здесь голубых кровей и светофоры! / Плодов от древа роскоши вкусили:
/ Любой каприз под роспись — это круто! / И лишь квартиры с видом на Россию / Не строят на Рублёвке почему-то…»
При всём этом в поэте проявляется философ. Книга начинается программным текстом «Асса», финальные строчки которого глубоки и афористичны: «И всякая строчка / Отыщет свою авторучку, / И каждый поэт / Упокоится в собственном небе».
Поражает глубокое творческое освоение Юрием классической традиции отечественного стихосложения. Реминисценции — конек новосибирца, регулярно отсылающего читателя к Пушкину, Лермонтову, Есенину, Волошину, Маяковскому, Бродскому, Пастернаку.
В «Русской зиме» Татаренко мгновенно запоминаются строчки: «Февраль погас. В глазах стемнело. / И плакать хочется безумно / …Затянем пояса и песни. / Слова толкуются впрямую. / «Мороз и солнце, день чудесный…»/ Ну, ничего, перерифмуем». Бесспорно, «В предчувствии лирического шторма» — самая сильная книга Юрия Татаренко.
Завершают сборник два десятка прекрасных миниатюр, написанных верлибром: «Тихая улыбка / Это / На всю смерть», «Дождь падает в ноги, / А всё норовит / Дать мне пощёчину».
Отрадно, что Юрий активно осваивает новые поэтические пространства.
В его новой книге — несколько готовых песенных текстов: «Март», «Июньская песня», «Ни страна, ни погост, ни развилка…», «Песенка белого ворона», «Уроки жизни». Будем ждать выхода альбома авторской песни Татаренко, к работе над которым известный новосибирский поэт и журналист уже приступил.

Опубликовано в Паровозъ №7, 2018

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Куклина Елена

Родилась в Хабаровске. Закончила историко-филологический факультет Томского государственного университета. Преподавала в Томском педагогическом институте. Работала в должности старшего научного сотрудника в Институте истории, филологии и философии СО РАН. Организатор международных научных конференций по проблемам Сибири и Дальнего Востока. Кандидат филологических наук. Автор более 100 научных публикаций. Исследователь творчества Чехова, Толстого, Короленко, Ершова, Кржижановского, Тан-Богораза и др. Автор монографии «Вольная поэзия в Сибири». Соавтор «Истории Сибири» (в 5 т.) и «Очерков русской литературы Сибири» (в 2 т.). Составитель книг «Революционная поэзия Сибири», «Пламенные звуки» и «Сибирские страницы жизни и творчества Короленко». Публиковалась в журналах «Сибирские огни», «Барнаул», «Вопросы литературы». Главный редактор «Сибирской католической газеты» (1995–2015). Создательница и ведущая литклуба новосибирского Академгородка «На Золотодолинской» (с 2001 г.). Живёт в Новосибирске.

Регистрация
Сбросить пароль