Екатерина Данова. ТАЙНА АВСТРАЛИЙСКИХ ГАСТРОЛЕЙ ОЛЬГИ СПЕСИВЦЕВОЙ

Давно известно, что у австралийцев и новозеландцев существует богатая история подкалывать друг друга. Разногласия случились даже в отношении национального флага. Но чаще это шутливые споры по спорту или о подлинной национальности Рассела Кроу. В течение многих лет решался вопрос, кто все-таки изобрел торт «Pavlova». Хотя, судя по новейшим изысканиям, знаменитый десерт был придуман в США, да еще по мотивам немецкого рецепта!
Скорее всего, нам с вами сейчас не так уж важно, кто первым додумался прослоить меренги сбитыми сливками и добавить в них 25 г кукурузной муки со щепоткой винного камня, украсив сладкое белое сооружение киви или клубникой. Старый ли то новозеландский рецепт 1926 года или изобретение поселенца немецкого происхождения Герберта Сачас (Sachese), работавшего в гостинице Перта «Экспланада», в которой останавливалась во время своего второго гастрольного тура по Австралии Анна Павлова. Тем более, что в те поры мир, действительно, охватила «павломания»: в кондитерских Старого Света продавались коробки шоколадных конфет с ее подписью, в парфюмерных магазинах – одноименные духи, в цветочных – особый сорт роз пепельно-серого цвета с бесчисленными лепестками, а в модных лавках = расшитые шали с кистями, придуманные знаменитой русской балериной.
Главное, что в 1926 1929 годах в Сиднее, Мельбурне, Брисбене и Аделаиде с триумфом прошли два тура ее группы. И в концертных программках балета «Лебединое озеро» не проставлялась фамилия исполнителя – ведь «лебедя» никто не танцевал, кроме нее.
Рассказывают, что когда Сен-Санс увидел Павлову в этой роли, то добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам, я понял, что написал прекрасную музыку»! Может быть, потому, что она первой из балерин привнесла в развлекательное искусство невиданную дотоле глубину психологических трактовок. И ее имя знают и помнят жители всех государств, где есть балет. В том числе, конечно, здесь, в Австралии!
Тем не менее, одинаковое восхищение и почти в те же годы вызывала и другая великая русская танцовщица – Ол, Оленька, на афишах Ольга Спесивцева. Каким –то образом ей удалось вырваться из кровавого водоворота послеоктябрьских событий в Петрограде, и мудрая история все расставила на свои места. О ее появлении на сценах Европы сразу же заговорили, и через несколько лет сама Павлова, затаив дыхание, со слезами на глазах следила за пируэтами молодой балерины в «Спящей красавице». А в «Жизели» ей уже не было равных! Зрительный зал попадал под волшебное очарование этой хрупкой дивы с лицом мадонны, ибо то был воистину глубоко психологический танец, раскрывающий трагедию безысходной любви! Парижские газеты цитировали слова Дягилева о том. что Спесивцева – создание более тонкое, чем Павлова, писали и о том, что в мире появилось яблоко, его разрезали надвое , одна половина стала Павловой, другая Спесивцевой, и именно она – та сторона, что повернута к солнцу!
Однако жизнь новой звезды была не из легких: изнурительные репетиции, гастроли, непростые взаимоотношения с партнерами, даже с таким, как Серж Лифарь. По его воспоминаниям – и надвигающаяся на нее болезнь – раздвоение личности между реальной Ольгой и живущими на сцене ее героинями. Где она уже не играла роль, а сама попадала во власть персонажа. Доходило до посещения психиатрической лечебницы, чтобы вживе увидеть внешние симптомы сумасшествия, необходимые для такой коронной роли как Жизель. Увы, никто не мог предположить, что ее собственная жизнь закончится многолетним пребыванием в одном из подобных заведений.
Пока же Виктор Дендре, муж недавно умершей Анны Павловой, пригласил Ольгу Спесивцеву в Англию, где она в очередной раз покорила Лондон. А затем и в Австралию! И та с радостью согласилась.
На Яве в течение пяти недель она тянула на себе весь классический репертуар. В Сиднее же, где к 1934 году работала своя постоянная и неплохая труппа, публика виделась более требовательной, не говоря о том, что память об Анне Павловой была в Австралии еще очень свежа.
Сохранилась фотография, сделанная художником из газеты «Labor Daily» Сэмом Худ: 25 октября 1934 год, – на Central Station в Сиднее ( день почему –то выдался холодным) «Olga Spessiva» в шерстяном костюме с лисьим мехом с хвостом, головой и лапами.
Открытие сезона началось с «Лебединого озера» – в зале сразу установилась мертвая тишина, публика оставалась онемевшей до последней минуты, и лишь затем дала волю эмоциям. Это даже нельзя было назвать успехом – триумф! Ее вызывали на «бис» 17 раз, заставив повторить дивертисмент. И каждый спектакль с участием Спесивцевой превращался в настоящий праздник уже перед зданием театра. она давала по 10 спектаклей в неделю, учитывая дневные, и каждый раз с невероятным успехом.
Но однажды утром во время репетиции Ольга, не сказав никому ни слова, покинула сцену, разрыдавшись. Дендре понял, что это нервное перенапряжение и метался между театром и гостиницей. А назавтра в нескольких км от Сиднея автомобилист заметил странную женщину, бредущую по проселочной дороге. И только уговорив ее сесть в машину, узнал в ней русскую балерину, которой сам недавно аплодировал. После чего и началась тайна австралийского тура Ольги Спесивцевой. Газета «The Аge» поспешила сообщить, что балерина повредила лодыжку.
Один из танцовщиков в письме матери – что прима срочно отбыла в Европу, хотя в списках пассажиров 2 декабря 1934 года ее имя не значилось. Есть сведения и о том, что в течение иесяца она лечилась якобы. от туберкулеза в одном из заведений санаторного типа в Голубых горах. И, наконец, по сообщению газеты «The west Australian» балерина все из-за той же травмы левой ноги покинула континент из Перта.
Неизвестно, был ли расторгнут контракт с Дендре, но гастроли продолжились в Мельбурне, Брисбене, Перте, в которых Спесивцеву заменяла Наташа Бойкович.
На сей раз, хотя вместо деликатеса, остался горький осадок, тем не менее имя Ольги Спесивцевой и 10 недель знаменитых гастролей остались в истории Австралии и в памяти здешних любителей балета!

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН НАД КАНБЕРРОЙ

Российское: « И перед новою столицей померкла старая Москва» здесь, в Австралии, обернулась взаимными претензиями давних городов-соперников Сиднея и Мельбурна. Сидней не мог смириться с тем, что после образования Федерации в 1901 году более четверти века Мельбурн оставался ее столицей. И если бы не английское искусство компромисса, кто знает, как долго продолжались бы споры, которые привели, наконец, к уникальному решению построить новую столицу на нейтральной территории. И, гордясь, австралийцы особо подчеркивают первый слог Can в его названии, на аборигенском наречии означающе «Место встреч», ибо с успехом, действительно, преодолели все трудности полувекового строительства и создали подлинный шедевр градостроительства.
В конкурсе, а книга со 134 предложениями, как известно, буквально обошла мир, победил чикагский архитектор Уолтер Берли Гриффин.
Говорят, что нет ничего тайного, которое со временем не стало бы явным.
И спустя годы все чаще упоминается то обстоятельство, что с американцем работала его жена Мэри Люси — все дело, мол, в том, что у женщины в то не очень уж далекие годы проект просто бы не взяли. А меж тем, выстроенный в полной гармонии с природой прекрасный город словно нашептывает « шерше ля фам» – «ищите женщину»!
И все-таки в самом центре Канберры рукотворное озеро с береговой линией в 35 км зовется именно его именем — официального архитектора Берли Гриффина. Ибо плотина, хоть и сделана только в 1963 году, с самого начала была сердцем его проекта. В 1970-м из озера забила 6тонная струя фонтана в честь капитана Кука высотой 144 метра. А с 10 утра до обеда и вечерами шуму его кружевного водяного шлейфа каждые четверть часа вторят удары колоколов Национального корильона — 50метровой колокольни, подаренной и открытой Елизаветой 11 26 апреля того же 1970 года в честь 50-летия столичного статуса Канберры!
Корильон или куранты — поистине царственный музыкальный инструмент, непростой и очень дорогой. По сути это набор колоколов ( от 23 до 77) разного регистра. Языки из мягкого железа прикреплены проволокой и, играя, за них дергают, ударяют кулаками по клавишам, а самые большие управляются педалями.. Сами колокола от 7 кг до 6 тонн веса, все вместе берут 4,5 октавы.
В Европе корильоны появились в 15 веке, и профессия звонаря передавалась от отца к сыну. В 18 веке наблюдался упадок колокольной музыки и литья колоколов. Но в ХХ-м ее возрождение! И нынче в мире около 900 корильонов — во Франции, Бельгии, в бельгийском городе Михелене даже четыре звонницы. Но самый большой в мире находитс в США.
Канберрский же — самый большой в Австралии и отливался в Англии , но поначалу имел только 53 колокола. Башню создавали архитекторы из Западной Австралии. В трех ее полых колоннах расположены лифт, лестница и помещение для служащих. На самом верху сама звонница.
Комната для мероприятий отделана мрамором и белым цементом.
Островок Аспен с башней соединен с берегом пешеходным мостиком, названным именем Джона Дугласа Гордона, корильониста, игравшего на открытии курантов.
В 2003-4 годах в Национальном австралийском корильоне были обновлены все внутренние помещения и добавлены два колокола. Теперь их 55! Музыканты на нем играют разную музыку — от классики до народных мотивов и песен. И лучшее место для слушания в радиусе 100 метров от башни. Можно подняться и на смотровую площадку, с которой ко всему открывается великолепный вид не только на озеро, а и на центр города.
Каждые четверть часа куранты бьют автоматически, что позволяет специальная система, а каждый понедельник, среду, пятницу и воскресенье с 12.30 до 1.20 можно услышать и музыку, специально написанную для корильона. Играют теперь и женщины, и не только местные, а и приезжие музыканты. Сущестует школа для обучения музыкантов. Директор Канберрского корильона с 2001 года — Тимоти Харт получил образование в Ельнском Университете, учился в Бельгии, США, имеет призы, а в 1994 году получил медаль за службу. Дает концерты по всему миру.
В дни, когда концертов нет, для желающих организуются экскурсии на остров. В первые месяцы 2020 года наш Национальный корильон был закрыт на очередную реставрацию: колокола нуждались в настройке, языки, ударяясь о колокол, сплюшивают металл, и сила звука, его тональность меняются. Переделывалась в соответствии мировым стандартом и система педалей, молоточков. А главное — были добавлены два новых колокола, два языка и новая клавиатура.
И всем этим занимались самые известные в мире эксперты из Британии.
И ныне над стольным градом Австралии вновь плывет ни с чем не сравнимый малиновый звон!
Выступают не только местные музыканты, а и приезжие.

Опубликовано в Витражи 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Данова Екатерина

Журналист с полувековым стажем работы в России.Четверть века работала главным редактором на телевидении. Живет в Австралии с 1996 года. Публикуется в различных печатных изданиях. Регулярно выступает в русской прoграмме радио SBS. Проводит самые содержательные экскурсии по Мельбурну. За годы жизни в Австралии выпустила 10 книг о городе Мельбурне и стране Австралии.

Регистрация
Сбросить пароль