Дарья Свитайло. КАЖДЫЙ СОЗДАЕТ СВОЙ МИР САМ

Александр Снегирёв. Призрачная дорога. М.: Эксмо, 2019. 352 с.

Мы постоянно пытаемся понять, что хотел сказать автор, но ответ всегда остается неизменным — автор не собирался ничего говорить. Он описывал объекты своего интереса, любопытства, волнения.
Да, довольно эгоистично, но это факт. Так и Александр Снегирёв делает «Призрачную дорогу» собственным эгоцентричным переживанием.
Спасибо, что подготавливает почву — создает метароман. Получается, Александр Снегирёв — модернизированный герой-резонер? Да и роман в целом можно сравнить с пьесой. Практически единство места, обилие диалогов и монологов, так похожие на ремарки авторские (и не только) замечания, разобщенные, будто поделенные на акты действия, к тому же довольно зрелищные.
Читателям бы точно «захотелось» понаблюдать за жарящимся на сковороде сердцем или воскресшим печником. Но отойдя от ассоциаций с трагикомедией, стоит сказать, что это тот случай, когда част ное становится общим. Инстабогини, гастарбайтеры, опекуны, беженцы, бабушки-паломницы «с пригласительными от администрации района».
Все насущное, обо всем — с юмором. Однако автор не похож на самовлюбленного циника — себя тоже не пожалел: выдал немало правды и саркастических шуточек про писательский талант, отношения с женой, семейные драмы.
Сейчас в тренде многозадачность. «Призрачная дорога» не отстает!
Это роман о проблеме усыновления. Это роман о борьбе с самим собой.
Это роман об ужасающей окружающей действительности. Это роман об «отцах и детях». Это обо всем и ни о чем.
Бросающий вызов Снегирёв убежден: для писателя хорошо в некоторой степени страдать раздвоением личности. Однако если сам автор подобным образом расширяет творческие границы, то читателю достается очередная горка «Камикадзе» в сюжетной линии (что довольно захватывающе). Александр Снегирёв играет с композицией — получаем раздвоение личности читателя в квадрате. Он жонглирует словами, на что имеет право, однако забывает, что ограничение по возрасту обусловлено присутствием обсценной лексики. Как «мам, ну пятнадцать минуточек» превращается в несколько часов, так и нецензурная брань перерастает в тотальную пошлость, вульгарность. Однако ироничность автора, в том числе над самим собой, затмевает многое, как и яркие художественные образы, метафоричность, звукопись.
Эта книга обо всем и ни о чем. Но что есть какое-либо мнение, если «каждый создает свой мир сам»? Это — мир Александра Снегирёва. Мир, в котором правят юмор и смелость.

Опубликовано в Юность №9, 2020

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Свитайло Дарья

Выпускница программы «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус». Победила во Всероссийском конкурсе сочинений «Россия, устремленная в будущее». Обучается в Институте филологии Московского педагогического государственного университета. Дипломант международного конкурса художественно-документальных работ «Ранние журавли».

Регистрация
Сбросить пароль