Белла Верникова. СОХРАНИВ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу.
Рюнoскэ Акутагaва

В свой день рождения 28 ноября 2021 года я получила замечательный подарок – признание читателя.
На моей странице в сети Фейсбук пишет Анна Голубовская:

«Сегодня день рождения празднует поэт Белла Верникова.
Знаю о прочих ее свершениях, уважаю их, но для меня она – прежде всего прекрасный поэт. Мы знакомы не так чтобы очень, но накрепко связаны общим другом, Олегом Губарем, а это как родство. Поздравляя Беллу, хочу напечатать стихи, которые помню наизусть и люблю».

НА ВЫСТАВКЕ ХУДОЖНИКА СИНИЦКОГО 

                                          Олегу Губарю

Нам свойственно в служебном помещенье
хранить благонамеренность лица.
Не так уж и страшимся подлеца
доносчика и сплетника, а все же
предпочитаем о себе молчать
и говорим о модах, о футболе,
о рок-ансамблях с теми, кто моложе.
Душа заиндевеет и не сможет
в себя вглядеться, чтоб других понять
и различить, кто в здравии, кто болен.
Я встала у окна, закончив до обеда
все срочные служебные дела.
На улице шел снег, и тихая беседа,
как свежий воздух, в комнату вплыла.
О жизни разговор простой и горький
меж нас мосток доверия воздвиг,
на пробужденье заиграл нам зорьку
исповедальный русский наш язык,
обеденный подкрался перерыв,
заснеженные двери отворив.
Хотелось праздника, и белизна округи,
деревья пышные, пушистые кусты,
следов цепочки, снегопад без вьюги
слагали фон протяжной чистоты,
на нем цветет живое впечатленье,
и мы пошли с приятелем в музей.
Негромкий южнорусский корифей
встречал, еще работая пейзажи,
свой девяностолетний юбилей,
но до открытья выставки не дожил.
От раннего этюда – домик белый
в районе Мельниц, зарисован в год
пятнадцатый – до близких к нам работ
(мы помним этот берег порыжелый
и дикий пляж у кромки теплых вод)
в двух залах жизнь художника идет,
в пристрастиях и красках постоянна,
как будто ей известно наперед,
что хрупкую подробность мест желанных
холст сохранит, а время заметет.
Мы выбрали на память по картине,
мой спутник взял Большефонтанский мыс,
я – натюрморт, накрытый к чаепитью,
и сумерки в окне. Мы обнялись
с художником по-братски, будто сами
отчалили туда, где с небесами
сливаются моря, – за край земли
уходят те, что напряженно шли.
Последний инок южнорусской школы,
как пламенеет облако вдали!

Мой ответ в комментарии:
«Спасибо, Анечка! и за память об Олеге»

Анна Голубовская:
«Мы с Мишей каждый день говорим об Олеге, и вчера буквально сошлись на том, что не принимаем его уход. Даже не то что память, а не можем ни поверить, ни смириться. Если есть мы, есть и он».

Наш дорогой друг, писатель, историк и журналист Олег Губарь безвременно умер от коронавируса. Невосполнимая утрата.
Это стихотворение с посвящением Олегу было написано в Одессе в начале 1987 года, тогда мы с ним работали в университетской газете, и тем же годом датируется открытый в сети каталог выставки художника Владимира Синицкого. Поэтическое высказывание о том, «что хрупкую подробность мест желанных холст сохранит, а время заметет», относится ко всему стихотворению, сохранившему приметы времени, когда «не так уж и страшились подлеца доносчика и сплетника, а все же предпочитали о себе молчать». И потому «о жизни разговор простой и горький меж нас мосток доверия воздвиг», что исповедальность была редкостью, вызывающей желание праздника, дарованного нам зимним пейзажем и картинами художника Синицкого.
По определению, лирика, лирическая поэзия есть род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. В позднее советское время это определение теряет смысл в силу того, что «система стремилась свести к минимуму число публикуемых авторов, работавших в литературе без оглядки на предписанный идеологический и эстетический канон» (автоцитата).
Но поэты оставались лириками, пополняя число неофициальных писателей, не имеющих возможности издать книгу стихов, что относится ко мне и к моим друзьям, включая Олега Губаря, который был не только историком и журналистом, но и поэтом, – одно из его стихотворений напечатано в подборке одесских поэтов в моей рубрике «Антология одного стихотворения», в журнале «Интерпоэзия» (№2, 2008), с предуведомлением:
«Суть рубрики в том, чтобы в каждом номере давать подборку стихов нескольких поэтов – по одному стихотворению, в которых, по выражению Цветаевой, “поэта далеко заводит речь”:

Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности – вот связь его! Кверх лбом –
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.

Стихи отбираются из тех, что были опубликованы в литературных интернет-журналах или в периферийных сборниках, не вызывающих пиетета у критики. Но без учета этих стихотворений представление о русской поэзии нашего времени будет неполным и ущербным. Рубрика вводится для того, чтобы заслуживающие внимания стихи современных поэтов не ухнули в яму безвестности на фоне раскрученных авторов, чтобы шире был охват качественной поэзии последних десятилетий XX – начала XXI века».
(/https://magazines.gorky.media/interpoezia/2008/2/o-rubrike.html).

В 1-м выпуске рубрики собраны стихи девяти поэтов: это Игорь Павлов, Сергей Четвертков, Сусанна Ланс, Елена Гассий, Татьяна Мартынова, Михаил Зив, Олег Губарь, Анна Божко, Анатолий Гланц. Привожу стихотворение Олега Губаря из этой публикации.

* * *
поезд длинный как день нерабочий
дремлют бар и базар ближе к ночи
отправляюсь в неведомый путь
у Наташки высокая грудь
у Наташки высокие формы
как бы мне не свалиться с платформы
ноги тянутся к небу осокою
и не длинные а высокие
у Наташки высокие гетры
и глядит с высоты стиля ретро
ночь высокая космос неблизкий
тембр такой неуживчиво низкий
у Наташки девичья сутулость
у нее диафрагма прогнулась
под высокою грудью и это
унижает ее до рассвета
облекает декабрьская сырость
согреваясь Наташка вальсирует
чтоб не шлепнуться чтоб устоять
надо нечто в ладонях зажать
амулет безымянную штучку
спички «фенечку» дурь авторучку
чтоб когда суета маета
над тобой всё равно высота
https://magazines.gorky.media/interpoezia/2008/2/155405.html

Подборка стихов для моей рубрики в журнале «Интерпоэзия» предполагала несколько стратегий отбора – выбор друга, выбор читателя, выбор критика. В первом выпуске рубрики превалировал выбор друга. Но, как отмечено в моей книге «Пришедший из забытья» (Одесса: Оптимум, 2020): «Первый выпуск рубрики “Антология одного стихотворения” оказался последним. Подготовленная мною для второго выпуска рубрики подборка стихов разных поэтов не была принята редакцией журнала “Интерпоэзия” без объяснения причин».
Выбор друга фиксируется в моем стихотворении, впервые опубликованном в книге стихов «Звук и слово» (Иерусалим: Филобиблон, 1999), и в изданном недавно сборнике стихов и графики «Отпечатки слов, губ» (М.: Водолей, 2016):

В закрытой на замок стране
ты чтил изъятые страницы
и, роясь в книжной старине,
стальные нарушал границы.

Среди бумажной шелухи
ты находил мне Гумилева,
и ты любил мои стихи
за точно сказанное слово.
https://www.promegalit.ru/public/13560_bella_vernikova_dorogi_vospominanij_stikhotvorenija.html

За точно сказанное слово, в числе прочих достоинств, мы и ценим поэзию, способную выразить невыразимое и дать читателю возможность осмыслить  собственные переживания. О чём, например, смотри в моем эссе-рецензии, опубликованном в журнале «Наша улица» (июль 2021):
«В клубе “Зебра” Ваня встречает, а затем теряет любимую девушку, отношениям с которой посвящены многие главы повести, заполненные красноречивым текстом и многострочными пропусками. Сущность этих отношений осознается героем, когда он находит в маминой библиотеке “красный двухтомник какого-то А.Тарковского. Никогда не слыхал про такого поэта… Я взял в руки маленькую книжечку, наугад распахнул и прочел… Прочитав, я ровным счетом ничего не понял. Ведь поэт этот умер тысячу лет назад. Откуда он мог знать…
Дочитав до конца, я плачу в голос, как отшлепанный кем-то грудной младенец. Стихи я тут же запоминаю намертво и в течение нескольких дней повторяю их тысячи раз. Именно с этих случайно прочитанных строчек и началось мое медленное выздоровление”».
/http://kuvaldn-nu.narod.ru/2021/07/vernikova-zertva-peshki.html

Еще одна литературная стратегия – выбор автора, когда поэт имеет возможность напечатать составленную им самим подборку, как, например, в литературном Интернет-журнале «Сетевая словесность» (декабрь 2007)   /https://www.netslova.ru/vernikova/metatext.html.
Заключает составленную мною подборку стихов «Воспоминание в цвете» верлибр, написанный в Иерусалиме в конце прошлого века и определивший название моей книги стихов:

* * *
волнение позолотив, оставь
для укрепленья возрастов
настой цветов
простой мотив
залив

блажью крепленья звучаний
привносятся смыслы

Из книги стихов «Звук и слово» (Иерусалим, 1999)

В рецензии Владимира Френкеля на эту книгу, напечатанной в Иерусалимском Журнале (№3, 2000), представлен выбор критика:
«А какая энергия сжатой пружины в стихотворении из одной фразы, которую не закончить, не задохнувшись, а только выдохнув на последнем дыхании. (“Алия первая, вторая, третья и т.д.”) Кажется, это одно из лучших стихотворений на русском языке о той стране, куда мы все пришли с разными волнами алии.

Эту безумную жизнь разрешив
не повседневным ее отбываньем
в заданных рамках, а свет потушив
за униженьем, забвеньем, изгнаньем,
стену пробить обескровленным лбом,
сделать себя из наружной лепнины,
в зрелых годах помышляя о том,
как бы не хлебом, а телом единым
выжить на выжженном теле земли,
принадлежа к большинству из евреев,
если такое сумели затеять,
то отступиться уже не могли.

Тут нет дежурных восторгов об обретенной “родине”. Нет, страну еще надо найти, выстрадать, каждому по-своему».
                                                             /https://new.antho.net/wp/jj03-frenkel/

Еще одна стратегия – выбор редактора – проявляется как в формировании издания, так и в его презентации, например, на портале Лабиринт, где моя книга стихов «Отпечатки слов, губ» открыта на страницах, также сохраняющих приметы времени:

добавим быт, жилищную проблему
обычай раздражение срывать на муже
и совместную кровать
когда уже не губы – нервы немы
https://www.labirint.ru/books/551617/

В преодолении подобной немоты велика заслуга лирической поэзии.
С учетом выбора редактора составлена и подборка моих стихов в журнале «Квадрига Аполлона» (октябрь 2017), где напечатано стихотворение, посвященное Олегу Губарю, с его фотографией, сделанной мною в Одессе в апреле 2011 года.
http://quadriga.name/2017/11/bella-vernikova-stihi-o-lyubvi-s-avtorskoy-grafikoy/

Опубликовано в Литературный Иерусалим №31

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Верникова Белла

Поэт, эссеист, художник, историк литературы, доктор философии Еврейского университета в Иерусалиме, член Союза писателей Израиля, входит в редколлегию одесского альманаха «Мория». Родилась в 1949 г. в Одессе, окончила Одесский университет, работала в Литературном музее и в университетской газете. С 1992 г. в Израиле, живет в Иерусалиме. Автор девяти книг (стихи, эссе, графика, детская книга) и многих журнальных публикаций, участник международных художественных выставок.

Регистрация
Сбросить пароль