Закончился год Александра Невского. Но подвиг древнего князя еще веками будет притягивать исследователей и писателей – как тайна тайн. О великом русском витязе Арсений Замостьянов решил расспросить лауреата премии «Золотой витязь», поэта, новеллиста и учителя истории Александра ОРЛОВА.
– Александр Невский – это и историческая личность, и легенда – в самом высоком смысле слова. А что важнее в наше время?
– Это историческая личность, ставшая впоследствии легендой. Если мы обратимся в прошлое, то увидим, что будущий национальный герой был воспитан в многодетной семье, с раннего возраста обучался на лучших примерах духовно-нравственной литературы того периода, я имею в виду Евангелие, Псалтырь, жития святых, что в дальнейшем предопределило его мировоззрение. Его детство и юность пришлись на время тяжелейших испытаний, ведь ему было почти два года, когда состоялось первое трагическое столкновение русских и половецких князей с монголами на реке Калка в 1223 году, в его шестнадцатилетие произошло Батыево нашествие на Русь, в неполные семнадцать – битва на реке Сить, завершившая завоевание Северо-Восточной Руси монголами, а впереди были ещё походы монголов на Южную и Юго-Западную Русь… Во время разгрома городов, запустения ранее освоенных плодородных земель, крушения уровня культурного развития он взял на себя бремя власти. Это уже подвиг, с моей точки зрения, а подвиг всегда порождает легенды, объединяется с ними, вызывает восторги и споры, вырабатывает жизненные устои на столетия вперед.
– Был ли Александр Ярославич выдающимся полководцем?
– Сегодня существуют различные версии, в которых сама личность князя Александра и его заслуги ставятся под сомнения. Это естественно и объяснимо, ведь уничтожение героя любого государства связано с покушением на исторический, национальный, военный, образовательный суверенитет. Если не существует национальной героики, то и нет примеров для подражания. Над этим серьёзно работают как иностранные, так и отечественные специалисты, лидируют среди которых апологеты британского историка, профессора Оксфордского университета Джона Фен- нела. Давайте задумаемся над тем, что нам известен призыв 178-го папы Римского Григория IX, который наставлял меченосцев защитить христианство от неверных русских в булле от 1234 года, а позднее в булле от 1237 года призывал к организации крестовых походов против русских, о папском легате Вильгельме Моденском, который рассчитывал на скорую смену православной веры в раздробленном древнерусском государстве, его встречах с представителями, объединившимися при помощи Папской курии Ливонским и Тевтонским орденами, встречи в 1238 году в Стенби резиденции датского короля Вольдемара II с ландмейстером Тевтонского ордена фон Балком, в ходе которой было запланировано совместное выступление крестоносцев, тевтонов и шведских рыцарей с целью обращения русского народ в «правильную веру». Эта антирусская коалиция и начала западноевропейскую католическую экспансию, которая оказалась провальной, и признание этого факта до сих пор не даёт покоя русофобом всего мира, равно как и победы России в Отечественной войне 1812 года, Заграничных походах 1813 года, Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Пересмотр истории начинается с информационного уничтожения побед и победителей, и в этом ряду святой благоверный великий князь Александр Невский его разгромом шведов на реке Неве и немцев на Чудском озере занимает первое место.
– В чем заключались духовный подвиг князя и его политический выбор? Почему он канонизирован? И были ли противники этого?
– Несгибаемость князя Александра в православной вере, уверенность в правильности выбора будет подтверждена временем, пройдёт многовековую проверку. Четвёртый сын великого князя Даниил станет родоначальником Московских князей, которые будут до свержения ордынского ига следовать направлению, которое выбрал их дальновидный пращур. Канонизация князя Александра состоялась на Соборе 1547 года, на котором его деятельность отмечалась особо «со всяцем испытанием о чу- десех, бывающих от честныя раки». Обратите внимание, что после блаженной кончины князя Александра Невского его посмертное присутствие получит реальную историческую силу. Первое обретение мощей нашего национального героя произойдёт в 1380 году, а затем последует великая Куликовская битва, в которой праправнук князя Александра Невского, князь Дмитрий Донской, одержит победу над многонациональным и бесчисленным воинством ордынского темника Мамая. После молебна у гроба Александра Невского в 1552 году царь Иван Грозный возьмёт штурмом неприступную Казань. Незримое и явное присутствие князя Александра Невского будет ощущаться во время крупнейшей битвы при Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Воротынского разобьют татароосманское воинство крымского хана Девлет-Гирея в 45 километрах от Москвы. Святой вновь придёт на помощь и во время Великой Отечественной войны, когда указом от 29 июля 1942 года будет учреждён советский орден Александра Невского, которым награждался командный состав Красной Армии, проявивший личную отвагу и мужество в бою. После распада СССР в 1992 году орден будет сохранён в системе государственных наград России, а в 2010 году войдёт в неё. Позже в 2016 году решением Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Александр Невский определён небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
– Почему Александр стал любимым святым Петра Великого, нашего первого императора? Есть ли здесь глубинная связь?
– По всей видимости император Пётр Великий видел в Александре Невском своего предшественника в борьбе со шведским владычеством на Балтийском море, и для этого есть основания. Во время Великой Северной войны в 1710 году Пётр сам выбрал место для построения монастыря, который сейчас мы именуем Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой. В 1724 году в монастырь были перенесены из Владимира святые мощи великого князя. Предание гласит, что от устья Ижоры до монастыря Пётр лично правил галерой со священным грузом, а за вёслами находились его ближайшие сподвижники. Не лишним будет упомянуть, что при императоре Петре, почитание святого князя Александра Невского приобрело уже не только религиозный, но и государственный характер, и, как итог, в честь него получили имена трое из пяти императоров, правивших в России с 1801 по 1917 год.
– Как вы оцениваете фильм Сергея Эйзенштейна? Можно ли сегодня воспринимать образ князя вне этого фильма.
– Сергей Эйзенштейн создал гениальный фильм, который для меня лично остаётся важнейшим культурным и историческим явлением. Образ князя Александра можно и необходимо воспринимать и вне этого фильма, чтобы иметь разнообразное видение событий и личности, но выдающуюся работу режиссёра, художника, сценариста, автора фундаментальных работ по теории кинематографии невозможно не учитывать. Эйзенштейн сумел настолько глубоко познать героя своего шедевра, что даже придуманная им фраза «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» сроднилась с князем Александром, а кантата Сергея Прокофьева, вокальные партии которой написаны на стихи Владимира Луговского, является высочайшим образцом героико-исторического эпоса, и от этого никогда не уйти. Незабываема, конечно, и вдохновенная работа актёра Николая Черкасова, затмившая всех последующих исполнителей роли Александра Невского.
– А что писали об Александре поэты и прозаики? Есть ли интересные книги, стихи о нем в наше время и в прошлом?
– В поэзии я бы выделил посвящение, написанное Михаилом Ломоносовым на серебряной раке мощей святого Александра, стихиры Александра Сумарокова, поэму Льва Мея, но подлинные удачи явлены в произведениях Аполлона Майкова «В Городце в 1263 году» и Константина Симонова «Ледовое побоище». Если говорить о прозе, то для меня особое место занимают Василий Ян и его повесть «Юность полководца» и Александр Сегень с его книгой «Александр Невский. Солнце Земли Русской». Но я более романов предпочитаю читать исторические исследования Алексея Карпова, а его книга «Великий князь Александр Невский» – одна из моих любимых.
– А что означает Александр Невский лично для Вас?
Мой небесный покровитель, сберегательная и компромиссная политика беспрекословного послушания Орде которого привела к восстановлению суверенитета России спустя столетия, во времена его потомка Ивана III. Вдумаемся, ведь Иван III завершил начатое Александром Невским, и именно так пришёл конец угнетению, которое тяготело над Русью 243 года. Это герои нашего народного и государственного возрождения.
Опубликовано в Бийский вестник №1, 2022