Анастасия Винокурова. ОБЗОР  МЕЖДУНАРОДНЫХ  ФЕСТИВАЛЕЙ,  ТУРНИРОВ  И КОНКУРСОВ ЗА ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2021 ГОДА 

Природа поэтического соперничества – область в той же степени очевидная, в какой и загадочная. Казалось бы, ни для кого не является тайной предельная субъективность оценок, но что-то заставляет нас снова и снова вступать в гонку и поверять алгеброй гармонию. И если окончательный результат не совпадает с нашими представлениями о прекрасном, тут может начаться интересное кино.
«У поэтов есть такой обычай…» – сколь часто бы ни цитировались эти строки, они не теряют своей актуальности. Но есть ещё один аспект, который невозможно не учитывать. Поэзия как творчество часто эгоистична по самой своей природе (да, наверное, существует способ коллективного рифмования, но всё же я стою на том, что наиболее значительные строки – это индивидуальное высказывание) – но сами поэты редко бывают одиночками по жизни. Как только вспоминаешь одного – сразу рождается несколько ассоциативных цепочек: с этим он дружен, этого терпеть не может, на этого смертельно обижен. Можно ли их звать на одно мероприятие? Можно ли упоминать их в одной статье? Да и возможен ли вообще универсальный ответ на эти вопросы?
Наверное,  наиболее  резонансной  стала  победа  Марии Малиновской в номинации «Стихотворение года» премии «ПОЭЗИЯ» ( https://poetryprize.ru/news/2021/laureatyi-premii-%C2%ABpoeziya%C2%BB-2021goda.html ).  Количество  противоречивых  откликов  и  откровенно враждебных комментариев могло бы поспорить с получением Светланой Алексиевич Нобелевской премии по литературе. К слову, являясь соотечественницей и Марии, и Светланы, я в меру всех своих скромных сил радуюсь этим обоим достижениям. И не только благодаря поглаженной по касательной национальной гордости. Будучи лично знакомой с Марией Малиновской, не могу не отметить, насколько бесстрашно перекроила она собственную поэтику, и насколько чистым и мощным стал её голос. Не чураясь холодного душа и отфильтровывая «не своих» уже в самом начале (интересно, как много негодующих действительно смогли пробиться за несколько первых строк) – автор подводит читателя к пронзительному и беззащитному финалу.

…мне пятнадцать
мы идём по грунтовой дороге
ты обрываешь с дерева
маленький белый цветок
и вставляешь мне в волосы
моё счастье наверное
несоразмерно поступку
но в тот миг мне и правда кажется
что ничего прекраснее нет
мне до сих пор кажется
что ничего прекраснее не было
и ты говоришь
как же тебе мало надо
а я не понимаю этих слов

«бело-красно-белый флаг»

С 15 по 17 октября прошёл юбилейный XXXV открытый фестиваль авторской песни, поэзии и визуальных искусств «ВИТЕБСКИЙ ЛИСТОПАД–2021». Формат фестиваля, продолжая традицию предыдуших пандемийных лет был гибридным – участники, которым не удалось присутствовать на фестивале лично, могли присоединиться к мероприятиям онлайн.
В поэтической номинации места распределились следующим образом:

Лауреат 1 степени – Павел СОЛОВЬЕВ (Гродно, Беларусь):

Когда разбуженной пчелой в нас зажужжит апрель,
Нам станет ярко и тепло, и легче, и бодрей;
Начнём писать стихи и вслух читать на площадях,
Пойдём плясать, ворвавшись в круг, подмёток не щадя,
Ведь скоро выключат весну и включат карантин,
Плевать!.. В небес голубизну мы прыгнем и взлетим,
И сбросим маски, и поток подхватит в облака,
А в небе радуги глоток, а может, два глотка,
Внизу трамваи и дома, и моет лапки кот,
И будет осень и зима, и будет Новый год,
Во сне обнимемся с котом морозным январём,
А что потом? Да что потом… Потом мы все умрём.

«Апрельское оптимистическое»

Лауреат 2 степени – Елена ЛЕЩИНСКАЯ (Магнитогорск, Россия):

Мне с тебя – не шерсти, так жести клок,
Острой проволоки моток.
Не запнись о мой болевой порог.
По ограде пропущен ток.

Ни рукой, ни словом, ни зовом глаз…
Не удержит руду магнит.
Будь прочнее штопаный медный таз…
Но звенит, мон ами, звенит.

И когда подступит со всех сторон
Бесноватая темнота,
Мы услышим низкочастотный стон
Электрического щита.

«Звенит…»

Лауреат 3 степени – Виктория СОКОЛОВСКАЯ (Полоцк, Беларусь):

…И запела наследница дудочки из Египта,
Не сверяя ноты, без всякой табулатуры…
Криптограммами образов с древнего манускрипта
Полилась мелодия в рёбра архитектуры…

«Наследница дудочки из Египта»

3 декабря на 23-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы  NON/FICTION  были  объяслены  лауреаты  премии «МОСКОВСКИЙ  СЧЁТ»  (https://mospoetry.ru/)  за  лучшую поэтическую книгу 2020 года.
Большая премия присуждена Василию Бородину (посмертно) за книгу «Клауд найн» (М.: Центрифуга, Центр Вознесенского, 2020), которая вышла при жизни автора, и Евгении Риц за книгу «Она днём спит» (М.: Русский Гулливер; Центр современной литературы, 2020).
Лауреатом Малой премии стала Евгения Ульянкина, отмеченная за дебютную книгу «Как живое» (М.: Воймега, 2020). Дипломы премии получили ещё 11 книг, набравших наибольшее количество голосов.
С 10 по 12 декабря на границе США и Канады прошёл Третий Североамериканский литературный фестиваль «POETRY ON NIAGARA»  (https://www.facebook.com/groups/740760452788794).
Организаторами фестиваля на Ниагарском водопаде были Центр Искусств «Удивительная кошка» и Торонтский Дом Литературы и Кино при поддержке литературных журналов «Новый свет» (Торонто, главный редактор Алена Жукова) и «Интерпоэзия» (Нью-Йорк, главный редактор Андрей Грицман). Эксперты фестиваля и литературного конкурса – Бахыт Кенжеев (Нью Йорк), Андрей Грицман (Нью-Йорк), Наташа Резник (Боулдер), Александр Дергунов (Оттава), Алёна Жукова (Торонто). Специальный гость фестиваля – звезда Бродвейских мюзиклов Игорь Портной. В программе были встречи, мастер-чтения, презентации, дискуссии и, разумеется, конкурсы. В номинации «Поэзия» пальма первенства досталась Нелли Воронель, в номинации «Проза» – Арчи Рогацкому. Приз зрительских симпатий ушёл Наталье Резник.
«Тот, кто однажды читал и слушал стихи под рёв Ниагарского водопада, тот неизлечимо болен вирусом русской поэзии, у того рано или поздно начинается болезненная ломка, исцелить от которой может только новая поездка на “Poetry on Niagara”.
Невзирая на дорогостоящие тесты, природные катаклизмы, занятость и прочие препятствия, спешат эти, меченные Ниагарой люди, к канадскому берегу знаменитой реки, чтобы на два-три коротких дня броситься в объятия Богини поэзии и лирики Эвтерпы, утолить жажду стихами, песнями, общением с такими же чудаками» (Л. Скляр).
26 декабря Международный фестиваль «РУССКИЙ STIL» (http://russkij-stil.de/)  приглашает  на  праздничную  программу, посвященную  подведению  итогов  конкурсного  сезона  2021 г.
Подключиться к конференции ZOOM можно будет в 18:00 по Москве.
К сожалению, из-за общемировой ситуации с пандемией фестиваль  в  следующем  году  пока  приостанавливает  свою деятельность. Как пишут организаторы, «в связи с тем, что мы уже два года можем только частично реализовывать наш фестивальный проект и не в состоянии в силу мировой пандемии провести фестиваль так, как он и предусматривается – а это живое общение, мастер-классы, исследование и расширение новых территорий, творческий обмен и т.п., оргкомитет вынужден приостановить фестиваль «Русский Stil» до того момента, пока ситуация в мире не изменится».
Десятый  КУБОК  МИРА  ПО  РУССКОЙ  ПОЭЗИИ (http://stihi.lv/) вступил в свою финальную стадию. В этом году в конкурсе приняло участие 444 произведения. Учитывая, что каждый участник мог подать от одного до трёх стихотворений (и – по опыту – далеко не все используют свои права в полной мере), можно с большей долей уверенности сказать, что количество участников сезона 2021 составляет как минимум 150 человек. Для второго тура жюри отобрало 37 стихотворений. Узнать полные результаты, а также поинтересоваться именами авторов наиболее понравившихся произведений можно будет в новогоднюю ночь на портале конкурса. Ровно в 0:00 все маски падут, и все интриги будут раскрыты.
Продолжается приём заявок на юбилейный X Международный поэтический  интернет-конкурс  «ЭМИГРАНТСКАЯ  ЛИРА2021/2022». Участники могут попробовать себя в номинациях «Эмигрантский вектор» (для поэтов-эмигрантов) и «Неоставленная страна» (для тех, кто остался жить в своей стране). Внутреннее ощущение родины, разумеется, нельзя доказать никакими отметками о пересечении границ, поэтому принадлежность поэта к той или иной номинации  зачастую  определяется  исключительно  субъективно.
Подробности и положение о конкурсе доступно по ссылке: http://webemlira.ucoz.ru/news/polozhenie_o_x_mezhdunarodnom_po ehticheskom_internet_konkurse_ehmigrantskaja_lira_2021_2022/2021-1124-143 Подходя к итогам года, особенно сильно хочется надеяться только на лучшее. На то, что можно будет беспрепятственно перемещаться в любую точку мира и не бояться при этом ни за себя, ни за близких. На то, что напряжение, в котором приходилось жить в последнее время, наконец-то спадёт, и можно будет выдохнуть. И что все хорошие победят всех плохих, как бы наивно это ни звучало.
Иногда очень нужно чудо. И кажется, сейчас как раз тот момент.
С новым годом! И чудес нам всем!

Опубликовано в Эмигрантская лира №4, 2021

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Винокурова Анастасия

Поэт. Живёт и работает в Нюрнберге, Германия.

Регистрация
Сбросить пароль