Алексей Чугунов. ЛУБОЧНЫЕ СКАЗКИ В СЕРИАЛЕ “СОБОР” 

Всегда тяготел к историческим фильмам, сериалам. Хотя, признаюсь честно, в последние годы к ним малость охладел. И не по причине, будто всемирная история как таковая перестала меня привлекать. Нет. Здесь иной холод. В наши дни российская киноиндустрия (зарубежную, пожалуй, не буду затрагивать, но и там довольно чертовщинки) в попытках угнаться за зрелищностью жертвует точными деталями, достоверными событиями.
И поэтому практически все исторические фильмы тонут в омуте многочисленных ляпов, отсебятины. В титрах подобных кинокартин почти не найдёшь консультантов-историков, академиков исторических наук и прочих советников, которые могли бы помочь свести огрехи съёмочной команды к минимуму. Да и зачем? Под рукой же интернет… он вроде, как и подскажет, «в чём хаживал лихой мужик на базар».
Но не буду более размусоливать эту проблему, а начну сразу с нового российского сериала «Собор», недавно вышедшего на центральных каналах телевидения. Его я форсировал пораньше – на портале «Окко», а в «КиноПоиске» сериалу выставили скромную оценку 6.8.
Первое, что бросилось в глаза, – это слишком насыщенная цветовая гамма. Книжка-раскраска какая-то! Другие возразят, якобы большинство фильмов пестрят похожими излишествами. Не буду спорить! Имеет место и такое. Однако не плохо бы прогнать «изделие» светофильтрами, чтобы смягчить цветовую температуру. Так, поворчу я по-стариковски!
Теперь о важном! О сюжете в двух словах… или не в двух, как получится. Действия происходят-крутятся в эпоху Петра I. Имеется в наличии Иван – крепостной (Иванушка-дурачок), который состоял (!!!) в отношениях с молодой княжной Марией Бадариной. Ну, любовь-морковь, трали-вали или что там у них ещё? Но возникает недоумение. Это как? Да прознай о сём отец Марии, посадили бы Ивашку на осиновый кол или четвертовали. А узнать об амурных делишках его дочери, пожалуй, не составляло никакого труда. Исполнительная дворня глазастая. Ещё все напрочь позабыли о существовании мужской и женской половины в барском доме. Но нет, нашим героям непонятным образом удавалось встречаться, скрывать свои секреты, пока сам Иван не свершил непростительную дерзость, то есть очевидную глупость. Хотя не буду более раскрашивать привычные киношные ходы, триггеры. Искушённый зритель давно привык к петляющим фокусам повествования. Подобное пачками транслируют по каналу «Россия». Лучше прыгну по сюжету дальше, иначе много спойлеров получится.

Одним словом, Иван Старшов (Сергей Марин) вознамерился стать князем, дабы доказать всем, в частности и высокомерной Марии (Светлана Иванова), что он достоин её любви. Для свершившегося волшебства нужно лишь пойти служить солдатом (в потешные войска царевича, хотя уже не царевича – царя, и потешные далеко не потешные) Петра I, где и дослужиться до офицера без проблем можно. Там и Бог (и Пётр I) смилуется да воздарит его за старания княжеским титулом. Во как! Но стоит добавить, почти всю дорогу Иван бахвалился тем, что он не верит в Бога. И это в конце семнадцатого века. Смело! Не побоялся признаться и батюшке из своего селения, и перед царём не испугался сказать эдакое. Смельчак, каких и не сыскать! И понеслась карьерная лестница Ивана Старшова, что ни в сказке сказать ни пером описать. Там и первая военная компания под Нарвой – неудачная компания; швед помял порядочно петровские войска. Но только не преображенцев (?), где служил Старшов. И он, понятное дело, выделился… Его карьера росла, а у Марии не заладилась судьба. Да к прочему в ней и норов пробудился неожиданно. Феминизмы отчасти, кровь дворянская забурлила. Но необходимо сериал растянуть, добавить «соли и сахара». Добавили! Вышло: люблю и не люблю – другого хочу.
Но самое любопытное, приключенческий сериал вполне смотрибелен для среднего зрителя. Но знатокам истории, всяким экспертам не рекомендую даже близко подходить к нему – зачертыхаетесь от обилия исторических несуразностей. Об этом будет сказано ниже. Почему-то смущало название «Собор», будто здесь прячется какая-то ошибка. Иван обещался при свидетелях построить храм и действительно принялся за строительство. Да, Пётр I посулил ему княжеский титул, если герой успеет за пять лет поставить храм фактически на пустом, на необжитом месте. Но атеист Иван, потом в силу одного случая, уверовал в Бога, что придало ему силы для достижения цели. Но в сериале больше амурный наплыв, чем религиозная составляющая. Но ладно, не буду более спорить. Пусть будет «Собор»!
И остальное вызывает интерес. Начнём с фигуры Петра I. Актёр Максим Аверин, его игравший, не слабый актёр. В чём-то и талантливый, но он далеко не царь и не Император Всероссийский. Не то что не похож, а совершенно не похож. Наверное, съёмочная команда отталкивалась от общей фактуры (у Максима Аверина рост 192), а усики достаточно приклеить – и будет вылитый Пётр I. Считали, но просчитались. Федот, да не тот. Мне же ближе Дмитрий Золотухин в образе последнего русского царя, игравший в фильмах «Россия молодая», «Юность Петра» и «В начале славных дел». И лучше его никто не смог жить-играть в образе Петра I. Никто!
Вызывает улыбку и первая баталия под Нарвой, где начудили прилично кинотворцы. Началась битва 30 ноября в 1700 году. Была сильная метель, что позволило шведам подойти вплотную к нашим позициям. А что мы видим в сериале? Все шастали по зелёной травке, как будто лето на дворе. Вдобавок плотный туман, и не видно ничего в двух шагах. Почему так резко сменили погодные условия? Затратное это дело – использовать снег? Или что там у них – искусственный снег? И откуда у шведов взялся вид «психической атаки» с сомкнутым строем, как показано в «Соборе»? Они никогда не ходили в «психическую атаку», так как не знали, что это такое. Впервые появилась «психическая атака» (сплоченный строй, без единого выстрела и под барабанный бой с развёрнуыми знамёнами) в начале XX века в Первую мировую войну, по официальной версии. Один из ярких примеров – 1918 год в боях под селом Тетюшское, когда каппелевцы двинулись в наступление на сводную Симбирскую дивизию. Невольно вспоминается старенький фильм «Чапаев».
И пехотинцы у Карла XII не ходили в ботфортах с отворотами. Только конные солдаты и офицеры. На некоторых кадрах сериала чётко видно, что у многих солдат-каролинцев на ногах ботфорты с жёлтыми чулками. Часть же пехотинцев, как положено, в башмаках из черной кожи с «языком» и медными пряжками. Намудрили с обмундированием, намудрили.
И с героическими преображенцами полная неразбериха. В сериале отличился только взвод из тридцати человек, державший оборону при помощи рогаток и перевёрнутых обозов. Но на самом деле под Нарвой стойко сражалось три полка: Семеновский, Преображенский и Лефортовский. Далее – не шведы предложили русским (не позорную) капитуляцию, а князь Яков Долгорукий договорился о выходе полков со знаменами и оружием (кроме пушек). К прочему, удивил и Карл XII в парике во время баталии. Он, насколько помню по школьному учебнику истории, в походах никогда не носил париков. Он и щёголем-то не был. И особенно разозлила сценка с одним дедком – ворошиловским стрелком. Поразительная дальность у его ружья, из которого он чуть не убил самого шведского короля. Наверное, завезли из века двадцатого или двадцать первого ружьишко. Жаль, снайперский прицел не добавили, скажем, в стиле стимпанка. Картинка бы сия добавила остроты, особенного накала.
И лесные разбойники, к которым попал Иван в первых сериях, будто прямиком сиганули из франшизы «Пираты Карибского моря». И главарь их, в исполнении Александра Бухарова, вылитый Джек Воробей. Разве что букли… дреды не носил. Но флибустьеры, то есть разбойники, уж очень презабавные вышли. Эдакие покорители морских пучин, перекочевавшие в тамбовские лесные просторы. И ведьмочка, с ними жившая, – истинная Баба-яга.

Вскользь о второстепенных персонажах. Никакущий, мягкотелый брат Марии – Андрей, в исполнении Алексея Бардукова. То солжёт, то украдёт. Или вовсе по наивности своей попадает в шведскую армию. Он во время наступления пытался стрелять в русского царя. И ничего. Отделался лёгким испугом. Уберегся. И брат Ивана Старшова – Фёдор (Александр Ильин мл.), тоже своего рода уникальная личность. Чересчур набожный, правильный, можно сказать, во всех отношениях. А нет, стал извергом. Создал некую секту среди разбойников и ими же руководил. Губил людишек пачками. И ничего! Извернулся. Через покаяние вдруг стал опять человеком. Александр Меньшиков (Ян Цапник) вовсе походил на придворного шута, которому даже по рылу дали… да тот же Иван и навесил ему тумаков по ошибке. Синусоидное развитие (недоразвитие) героев вызывает раздражение, ибо перестарались сценаристы – перемудрили. Зачем такие высоченные прыжки: хороший – плохой – хороший – плохой – оооочень хороший. И смешно от сего, честное слово.
Можно похвалить костюмеров, но отчасти. Если не обращать внимание на некоторые ошибки в пошиве одежды (и забудем про русских лесных пиратов), то убедительно выглядят герои той петровской эпохи. И глаз радуется костюмированному изобилию. Но что-то игра самих героев… Не буду долго ворчать на сей счёт, но пару горячих скажу. К примеру, поверил Ильину мл. Действительно расстарался: и выл, и землю грыз. Но Светлана Иванова, изображающая шестнадцатилетнюю молодку, выглядела бледно. Будто она в период съёмок болела гриппом. Нельзя пройти мимо Марина в роли Ивана Старшова, вызывающего некоторые сомнения в его манере игры. Был влюблённым Иваном-дурачком вначале: пучил страшно глаза и надувал щёки, а спустя несколько лет прямо-таки вырос до интеллектуального франта. Ну, не франта, но изображал из себя настоящего дворянина-князя. А может, и нормально то. Ведь герои вынуждены как-то расти, согласно литературным канонам.
И остался самый существенный вопрос для меня. Отчего вдруг я начал смотреть лубочный сериал «Собор» и досмотрел его до конца – до последних титров? Очевидно же, что сериал предназначен для кидалта – для зрителя, предпочитающего лёгкий жанр в кинематографе. В сериале излишне много пафоса и катарсиса. Картинка, повторюсь, чрезвычайно пестрая. Больше сказка, чем историческое произведение. Но я его осилил. И знаете, у меня нет должного ответа. Вот нет, и всё! Вышло, наверное, по принципу шоколада. Давно не ел, не покупал, а тут вдруг захотелось, и съел целую плитку в один день.
А вердикт мой прост и изящен: не смотрите сериал, не тратьте своё драгоценное время!

Опубликовано в Бельские просторы №11, 2022

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Чугунов Алексей

Родился 12 апреля в 1975 года в г. Уфе. Учился в полиграфическом училище. После срочной службы в армии работал на ТЭЦ-3, в частной фирме, на заводе УМПО. Первые публикации вышли в литературно-историческом журнале «Великороссъ» в сетевом варианте в 2009 и 2010 году. Публиковался в газете «Истоки» с 2016 года. Участник всероссийского литературного фестиваля «КоРифеи» в Уфе в 2018 году.

Регистрация
Сбросить пароль