Александр Вергелис. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ “ПАРОВОЗЪ” №9, 2019

ДОЖДЬ

Мы не умрём, пока, шепча и плача,
он топчется за дверью. Ничего,
что вынуждена вымокшая дача
выслушивать все жалобы его.

Мы будем жить, пока, у нас воруя
бесценный день, нас держат взаперти.
Мы не умрём сегодня, говорю я,
поскольку время замерло в пути

поскольку мир, прислушиваясь, замер,
забыв себя, остановив своё
сердцебиенье, мокрыми глазами
разглядывая мокрое бельё

которое с веревки не убрали.
И куст в окне тревожится за нас:
боится, что мы вынесем едва ли
бессмертия нахлынувшего час.

* * *
Вино прольёшь, уронишь на пол нож,
и вот опять очнёшься в настоящем,
где вновь себя внезапно узнаёшь
на чьей-то свадьбе за столом сидящим.

Вот справа просят передать салат,
а слева лезут с длинным анекдотом,
и услужить, и выслушать бы рад,
но всё это — неважный антидотум.

Тебе, пожалуй, поздно пить боржом
и к жизни относиться как к невесте,
скучающий на празднике чужом,
кричащий «Горько!» с остальными вместе.

Что мир тебе, тобой неуловим,
и что тебе они (куда их денешь!),
все те, кому ты хочешь быть своим,
все те, кого любить ты не умеешь?

Что жизнь тебе чужая, ведь своя,
неузнанная, топчется в прихожей,
пока сидишь, кивая и жуя,
сам на себя ни капли не похожий.

* * *
Снимался в массовке — играл гренадера-француза,
в траншее часами курил без особого дела.
Блокнот захватил, только псевдоокопная муза
кружила на месте и выше штыка не летела.

А рядом война бушевала, и взмыленный «гочкис»
хлестал холостыми по длинной цепочке статистов;
и, глядя с азартом на огненно-дымные кочки,
перуны метал пиротехник, космат и неистов.

Всё было, наверно, как в той непридуманной яви, —
чтоб зритель-знаток снисходительно буркнул: «Похоже».
Лежал манекен безголовый в раскисшей канаве,
и краска хлестала из ран, и мурашки по коже

бежали при виде рогатой пехоты германской,
что заполонила поросшее взрывами поле.
Мне тоже велели стрелять, и я видел под каской
убитого мною гримасу наигранной боли…

Мы их одолели, мы их превратили в окрошку,
но хмурился наш режиссёр: «Что-то злобы не густо», —
и снова стрелять, и опять ощутить понарошку
абсурд и кошмар совершённого мной душегубства.

Чем кончился день — пораженьем, победою или
всеобщим братанием вместо решающей стычки —
не знаю, поскольку меня в том окопе убили
и в рай вместе с музой отправили на электричке.

* * *
Кто жизни не жалел и битвы жар любил,
Тот в памяти людей навек остаться вправе.
Блажен, блажен, кто пал, как юноша Ахилл.
О подвигах его, о доблестях, о славе

Поговорим, хотя и нежность, и печаль
Он знал не хуже нас. Как мстил он за Патрокла!
Но Гектора, пойми, мне всё же больше жаль,
И детская душа моя насквозь промокла

От слёз, когда читал… О, как я горевал,
И тело рисовал пронзённое в тетрадке,
И каждый раз другой придумывал финал
Там, у троянских стен произошедшей схватки.

И вот читаю вновь — как будто в первый раз,
В надежде, что в живых остался сын Приама…
Пусть смерть к нему придёт — простая, без прикрас,
Без бранных погремух, без ужаса и срама
Без подвигов чужих, когда-нибудь потом,
И внуки чтоб вокруг его одра стояли,
Прося, чтоб рассказал (в который раз!) о том,
Как с греками дрались. Как Трою отстояли.

* * *
Жизнь перестала быть таинственной
примерно с тридцати пяти.
Ни в тишине широколиственной,
ни в городских, как ни крути,
туманах тайны нет, и прежнего
волненья тоже нет, когда
глядишь на дом эпохи Брежнева,
в окне которого звезда
мерцает тихо, будто в проруби.

Там проживала, в том окне
сама таинственность, и голуби
с карниза на голову мне
не гадили, но понимающе
урча, забыв про птичью спесь,
меня, как старого товарища,
по вечерам встречали здесь.
И, слыша смех её из форточки,
я улыбался, как дебил.
Печалился. Присев на корточки,
закуривал. И счастлив был.

* * *
Вот так поглядишь на ребёнка
и больше не съешь ни куска,
почувствовав, как перепонка
меж жизнью и смертью тонка.

И, сдвинуться с места не в силах,
терзая салфетки края,
увидишь в глазах его синих
сияние небытия.

Настанет такая минута,
когда в эту бездну, живой,
ты что-то прошепчешь тому, кто
сияющей стал синевой.

И будь благодарен за то, что
оттуда тебе в свой черёд
души голубиная почта
невнятное эхо пришлёт.

* * *
Он этот мир ещё хоть как-то терпит,
я полагаю, только потому,
что всякий раз испытывает трепет,
приблизившись к ребёнку твоему.

Не дым и звон, не праведников кучка
разящую удерживают длань,
а мокрый нос и маленькая ручка,
немилосердно рвущая герань.

Устал Господь. Он руку поднимает
махнуть на всё. Но ради малых сих
откладывает, хоть и понимает,
ктó очень скоро вырастет из них.

Их лепетом спасается планета,
и в том числе — паршивца твоего.
За мятую герань, поверив в это,
пожалуй, не наказывай его.

* * *
Не бойся, Господи, я с Тобой!
Ты не одинок в ночи,
когда спускаешься, как в забой,
на землю, где — хоть кричи! —

глухо, безлюбо и нет огня,
где я брожу, незряч.
Не бойся, Господи, за меня,
не плачь обо мне, не плачь!

Не бойся, Господи, я с Тобой!
Смотри, я уже иду
на дальний свет голубиный Твой,
лесную Твою звезду.

Я вышел в путь, чтобы нам помочь —
слышишь — настанет час —
кончится хаос и канет ночь,
что разделяет нас,

ангел взовьётся в зенит, трубя…
Главное — не забудь
верить в меня — как я в Тебя
буду когда-нибудь.

Опубликовано в Паровозъ №9, 2019

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Вергелис Александр

Родился в Ленинграде в 1977 году. Поэт, прозаик. В 1997–1998 годах посещал литературную студию при Лениздате (руководитель — Светлана Иванова). Первая публикация состо ялась в газете «Пять углов» (1997). С 2001 года — участник литературной студии Алек сея Машевского. В 2001 году закончил факультет социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена. Преподавал историю и философию в школе, работал редактором. В 2003–2005 годах проходил срочную службу офицером в Выборгском пограничном отряде. Вернувшись из армии, закончил курс сценарного мастерства в Школе-студии «Кадр» при киностудии «Ленфильм» (2006–2008), работал журналистом в различ ных российских изданиях. Публиковался как поэт, прозаик и критик в журналах «Звезда», «Знамя», «Нева», «Дружба наро дов», «Волга», «Крещатик», «Новый берег», «Новый журнал» (С.-Петербург), «Сибирские огни», «Слово/ Word», «Урал», «Homo Legens», «Prosōdia» и др. Лауреат премии журнала «Звезда» (2006), премии имени Беллы Ахмадулиной «Белла» (Верона, 2013), победитель поэтического конкурса имени Николая Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (2017). Автор книг стихов «В эпизодах» (2010) и «Обещание света» (2017).

Регистрация
Сбросить пароль