Александр Руднев. ТЕАТР БЕЗ ГРИМА

Валерий Александрович Иванов-Таганский. Неубитый театр. – М.: Серебряные нити, 2023, – 524 с.)

К читателям приходит книга в своём роде уникальная. По своей жанровой природе она представляет собой одновременно и театральные мемуары, и остросюжетное повествование, и публицистические размышления, и инвективы – о судьбах русского искусства.
Автор, Валерий Иванов-Таганский, заслуженный артист России, был в своё время одним из ведущих таганских актёров на протяжении большого отрезка времени – до второй половины 1970-х годов.
На подмостках прославленного театра ему довелось сыграть такие разноплановые роли, как Лаэрт в «Гамлете», император Николай I и кавалергард Дантес в пушкинском спектакле «Товарищ, верь!», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты» («Бенефис») А.Н. Островского. Многие годы он играл министра-председателя Керенского в «Десяти днях, которые потрясли мир», Дамиса в «Тартюфе», Согрэдо в «Жизни Галилея», Весовщикова в «Матери» – как видим, всё это ведущие роли в важнейших, этапных спектаклях театра.
Впоследствии Иванов-Таганский серьёзно занимался и режиссурой. Без малого пять лет был главным режиссёром академического театра им. Лермонтова в Алма-Ате. В театре «Содружество актёров Таганки» с успехом поставил спектакль «Исповедь хулигана» по С.А. Есенину, «Полковник-птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. А также стал телеведущим на Первом канале. Многие годы ведёт цикл передач «Искатели».
Но театральная ипостась – это только одна сторона творческого облика Иванова-Таганского. Он, кроме того, ещё и известный писатель-прозаик – автор 9 романов, повестей, рассказов. По его роману «Семя отечества» по заказу московского правительства режиссёром Ю. Карой снят прекрасный четырёхсерийный фильм «Репортеры».
Иванов-Таганский также и драматург, автор таких пьес, как «Барашек в бумажке», «Прощёное воскресенье» – в первой из них явственно слышны интонации драматургии А.М. Горького.
Поэтому вполне естественно, что Иванов-Таганский с полным правом выступил в жанре театральных записок – ему есть что вспомнить о своём театре.
Конечно, с тех пор, как Иванов-Таганский был любимовским актёром, прошло много лет. Однако с временной дистанции события, как правило, представляются более выпукло, пропущенными сквозь «магический кристалл» огромного жизненного и творческого опыта. Ведь «большое видится на расстоянии», по известной строчке Есенина. Трудно понять, как рождаются такие книги.
Возможно, поводом стала кончина великого Маэстро и его так и не разрешённый конфликт с труппой театра, вспыхнувший незадолго до ухода Юрия Любимова.
В книге он фигурирует полным сил красавцем и одновременно почти 100-летним стариком, находящимся на пороге небытия. Во всяком случае, всё перечисленное в какой-то степени явилось живым источником для создания этих записок, названных автором «Триумф и наваждение».
На страницах воспоминаний Иванова-Таганского проходит целая вереница событий, происходивших в театре, показаны очень колоритные зарисовки его основных деятелей – в первую очередь, конечно, Ю.П. Любимова, представленного в книге разносторонне, а подчас и нелицеприятно. Затем это, конечно, Владимир Высоцкий, занимающий, естественно, в книге одно из ключевых мест. Особенно интересны и уникальны те страницы, где автором введены казённые, официальные документы, связанные с попытками изгнания великого актёра и поэта из театра.
Очень живо и зримо выписаны фигуры Валерия Золотухина и Леонида Филатова, и, конечно же, самого автора, главного героя, выведенного под фамилией «Самойлов».
Автором блестяще воссоздана очень непростая, во многом каверзная театральная жизнь поздней советской эпохи, когда во всё вмешивались разных рангов партийные чиновники от искусства и всё, собственно, зависело от их произвола. И в этом смысле, пожалуй, особенно удачны и выразительны те страницы, где рассказывается о посещении Театра на Таганке тогдашним министром культуры Е.А. Фурцевой или известным сталинским сподвижником, бывшим в то время уже глубоким стариком-пенсионером, – В.М. Молотовым.
Ярко выписано посещение двумя актёрами Театра на Таганке писательского городка Переделкино и общение с живым классиком советской литературы В.П. Катаевым, поделившимся с ними бесценными воспоминаниями о С. Есенине.
К тому же ряду можно отнести и эпизоды, рассказывающие о поездке студентов-щукинцев для показа в ленинградский БДТ и театр Комедии, и общение молодых артистов с корифеями театра Г. Товстоноговым и Н. Акимовым.
Следует отдельно сказать и о тех местах книги, где речь идёт о гастролях Театра на Таганке в Болгарии. Здесь присутствуют очаровательные подробности и детали, связанные главным образом с Высоцким, посещение спектакля Тодором Живковым, тогдашним болгарским лидером. При этом нельзя не заметить, что содержание книги полностью отражает её заглавие, – с одной стороны, это триумфальные творческие успехи одного из самых интересных театров страны, а с другой – автор нисколько не скрывает и всевозможных внутритеатральных трений, столкновений характеров, самолюбий, амбиций, творческих и человеческих несовместимостей. Одним словом, всего того, что в огромной мере определяет, как мы уже сказали выше, очень непростую, а иногда и жёсткую закулисную жизнь. Причём всё это изображено Ивановым-Таганским очень правдиво, честно, откровенно, без всяких слащавых красивостей – именно, что называется, без грима.
Таким образом, мы предрекаем читателям огромное удовольствие, которое ожидает их при чтении этой книги. Перед ними развернётся многоцветная мозаичная панорама огромного пласта истории отечественной театральной культуры с целым созвездием блистательных имён.
Надо заметить, что Иванов-Таганский написал эти воспоминания в дни ухода Любимова, и то, что эти заметки полны любви и веры в Театр на Таганке, придаёт этой книге важное, промыслительное значение.
Театральных записок, как известно, существует очень много, написанных разными театральными деятелями, как великими, так и, по словам А.Н. Островского, «скромными служителями на этом благородном поприще».
Книга Иванова-Таганского, содержащая к тому же и беллетристический элемент, займёт в этом ряду одно из достойных мест и по прошествии совсем небольшого количества времени, безусловно, станет бестселлером.

Опубликовано в Южное сияние №1, 2023

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

Вам необходимо авторизоваться на сайте, чтобы увидеть этот материал. Если вы уже зарегистрированы, . Если нет, то пройдите бесплатную регистрацию.

Руднев Александр

Родился в Коломне 28 февраля 1953 года в семье вузовских преподавателей — филологов. В 1975 г. окончил филологический факультет Коломенского пединститута, затем аспирантуру факультета журналистики МГУ, где в 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Леонид Андреев — публицист и литературно-художественный критик: проблематика, стиль». Автор более 165 научных, литературно-критических и публицистических статей, рецензий, очерков, вступительных статей и комментариев в различных изданиях, как научных, так и массовых. Печатался в российских литературных журналах. Лауреат еженедельника «Литературная Россия» (2008). Награждён медалями «За верное служение отечественной литературе», медалями А. П. Чехова, М. Ю. Лермонтова, а также медалью Лермонтова от фракции КПРФ Государственной Думы. Член Союза писателей России (Московской городской организации) с 2003 года. Действительный член Петровской академии наук и искусств. Член Литературного фонда России.

Регистрация
Сбросить пароль