Статья

Можно ли просчитать феномен бестселлера?

Многие начинающие писатели очень плохо представляют происходящее на современном книжном рынке и витают в облаках, тешат себя иллюзиями о скорой славе, больших тиражах и высоких гонорарах.

Некоторые из авторов, особенно те, которым довелось жить и расти в эпоху СССР, не могут или не хотят понимать, что сфера книгоиздания из идеологической и патриотической давно уже стала на рельсы коммерции и бизнеса. Издатели принимают к изданию те рукописи, которые, по их мнению, могут стать потенциальными бестселлерами. Но что такое «бестселлер» и каковы его потенциальные признаки и составляющие – знают и понимают далеко не все писатели, а порой и издатели тоже.

На сегодняшний день любой интересующийся может посмотреть на сайтах книжных магазинов и Интернет-магазинов списки «Бестселлеров продаж», а некоторые газеты и журналы регулярно публикуют списки самых успешных и продаваемых книг года в разных жанрах. Рейтинги продаж – самый беспристрастный способ создания списков новинок-бестселлеров, поскольку не является персональным мнением кого-либо из литературных критиков, литературоведов, издателей. Здесь люди голосуют своим кошельком, отдавая предпочтение при покупке той или иной книге.

Как правило, это книги, которые отражают ценностные предпочтения, «золотой стандарт» общекультурных ценностей максимально широкой целевой аудитории. Или становятся бестселлерами за счет интереса к скандальным и вызывающим шок темам, как, например, «Лолита» Набокова или «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс. Наиболее коммерческие жанры в художественной литературе – остросюжетная проза, сентиментальная литература, фэнтези. В жанре нон-фикшн это книги по психологии, саморазвитию, эзотерике, маркетингу и т.п. Начинающему писателю следует помнить, что читательский спрос порождает предложение, а не наоборот. Если автор пишет издателю в своем письме о том, что ничего подобного до сих пор в литературе не было и не издавалось, то эффект от подобного аргумента окажется обратным желаемому.

Разумеется, каждому жанру соответствует своя читательская аудитория с определенными жизненными ценностями, интересами и запросами. Поэтому каждому писателю необходимо четко представлять, для кого именно он пишет и что ожидает его потенциальная аудитория получить в идеале, каковы ее предпочтения и запросы.

Сугубо развлекательная, легкая литература изначально будет иметь больше шансов на успех и дополнительные тиражи, чем серьезная, «большая», «премиальная» литература, но и тут не все так просто. Во-первых, обилие на российском рынке литературных премий, пропагандирующих «интеллектуальную» прозу, достаточно велико. Во-вторых, любой кризис, экономическая и политическая нестабильность государства способствуют тому, чтобы человек стал задумываться над какими-то фундаментальными вопросами: зачем он живет, как ему жить дальше, что сделать для того, чтобы изменить свою судьбу к лучшему, какие жизненные установки и ценности помогут ему переформатировать собственное сознание, мышление, мировоззрение, чтобы стать успешным, богатым, независимым и счастливым.

Давайте посмотрим на рейтинги популярности, представленные «Литрес» (электронные книги): «Лучшие книги по продажам за 2015, 2016 год».

В списках отечественных бестселлеров сентиментальная проза от Олега Роя – роман «Перышко», Детективный роман от Татьяны Устиновой «Шекспир мне друг, но истина дороже», серьезная проза о жизненных ценностях и непростых судьбах от Людмилы Улицкой «Лестница Якова» и от Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Дальше идут уже известные многим читателям такие авторы как Мария Метлицкая, Борис Акунин, Александра Маринина, Татьяна Полякова, Сергей Тармашев, Виктор Пелевин, Дмитрий Глуховский, Екатерина Вильмонт. Популярность «легкого чтива» многими вполне справедливо объясняется тем, что современный среднестатистический читатель хочет отдохнуть от большого количества забот, проблем и трудностей реального мира и на время забыться, погрузившись в иной, отчасти сказочный мир мелодрамы или захватывающего триллера. Причем «забыться» могут желать люди разных социальных статусов, возраста, семейного положения…

В топах продаж книг отечественных авторов по экономической тематике книги: Николая Старикова «Кризис: как это делается», Игоря Прокопенко «Великая тайна денег», К. Петрова, Е. Перельмана «Куда вложить деньги для чайников», Р. Аргашокова «Деньги есть всегда. Как правильно тратить деньги, чтобы хватало на все и даже больше». Судя по этим рейтингам, состояние кризиса действительно вызывает желание среднестатистического читателя и жителя России найти выход из состояния экономической нестабильности и научиться тому, как привлечь фортуну и направить денежный поток в собственный, а не в чужой карман.

Можно посмотреть рейтинги профессионального книжного сайта «Pro-books», в котором среди самых востребованных за первую половину 2015 г. (более поздних рейтингов, увы, нет) значатся: Борис Акунин ««Бох и Шельма», Захар Прилепин «Обитель», Дина Рубина «Блудный сын», Татьяна Устинова «Чудны дела твои, Господи!», Макс Фрай «Слишком много кошмаров», Сергей Минаев «Духless 21 века. Селфи», Александра Маринина «Казнь без злого умысла», Михаил Веллер «Бомж» и сборник рассказов Виктории Токаревой «Муля, кого ты привёз?».

Но современный книжный рынок (особенно это касается коммерческих жанров) постоянно нуждается в новых проектах, потенциальных бестселлерах и новых именах, поскольку их популярность ограничена по времени и сюжеты подобных бестселлеров быстро забываются в отличие от бестселлеров серьезной, «премиальной» литературы, оказывающей на читателя, его сознание и мышление более глубокое воздействие. Именно такие книги остаются на книжных полках читателей гораздо дольше, о них охотнее пишут критики и литературоведы, их чаще переводят и издают на других языках иностранные издательства.

Шансы на коммерческий успех книги увеличивает удачная экранизация, получение престижной литературной премии, отзывы в прессе от известных в той или иной области звезд. Больше вероятности стать бестселлером у новинки от уже известного и популярного автора, хотя исключения бывают (например, уже упомянутый выше роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза»). Кроме этого есть еще один интересный, не просчитываемый на основе потенциальных признаков бестселлерности фактор, такой как персональная судьба книги, ее фортуна, если хотите. Но о нем говорить бессмысленно, поскольку удача у каждого своя – на нее можно только уповать и надеяться, что она не подведет.

Ирина Горюнова

Горюнова Ирина Стояновна – поэт, прозаик, драматург, литературный критик и литературный агент, директор фестиваля и литературной премии имени Корнея Ивановича Чуковского. Член Союза Российских Писателей и член международного Пен-клуба. Публиковалась во многих известных литературных журналах, как в России, так и за рубежом. Рассказы, романы и сказки выходят в таких известных российских издательствах, как АСТ, ЭКСМО, Время, РИПОЛ классик, Антология и др. Участник многих литературных фестивалей, конференций, симпозиумов и книжных ярмарок (в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Саратове, Коктебеле, Ереване, Хельсинки и др. городах). подробнее...

Нам интересно узнать и ваше мнение.

Оставить отзыв

Соглашение на обработку персональных данных

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте lit-web.net, (далее – Сайт), путем заполнения полей формы (регистрации) Пользователь:

  • подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
  • подтверждает и признает, что им внимательно в полном объеме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях формы (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
  • дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
  • дает согласие на передачу своих персональных данных партнерам мероприятий организатора;
  • дает согласие на получение информационной рассылки о новостях Сайта, в том числе анонсов статей, размещенных на Сайте и рекламных материалов от партнеров Сайта;
  • выражает согласие с условиями обработки персональных данных.

Владельцем сайта lit-web.net является Шнар Татьяна Николаевна,  e-mail: Lit-Web.net@yandex.ru

 

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.

Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных:

– фамилии, имени, отчества;

– года рождения;

– места пребывания (город, область);

– номерах телефонов; адресах электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет lit-web.net право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты Lit-Web.net@yandex.ru.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Действующая редакция Соглашения находится на странице по адресу: http://lit-web.net/?page_id=3170

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

Сбросить пароль
X