Статья

Зачем нужны литературные семинары?

Для меня вопрос “Нужны ли литературные семинары?” даже не стоит – нужны, конечно, другой вопрос важен – для чего они нужны?

Я с сомнением отношусь к возможности обучить человека неталантливого писать стихи, выучить его “на поэта”. Это как же, “я б в писатели пошёл, пусть меня научат”, так что ли? Конечно, можно и медведя на коньках научить ездить, но олимпийские игры в фигурном катании он не выиграет.

С другой стороны, где вы видели олимпийского чемпиона, которого никто ничему не учил? Да, в стихосложении, равно как и в любом творческом занятии, первое, самое важное значение имеет способность, природный дар, талант. С этой точки зрения поэзия не составляет исключения в ряду других искусств. Однако при этом художники и скульпторы учатся несколько лет в художественных школах, институтах и академиях под чутким руководством признанных мастеров, наставников, изучая перспективу, колористику, упражняясь в эскизах и этюдах с натуры. То же и с музыкантами – никому не приходит в голову написать симфонию или оперу без изучения нотной грамоты. И концертный зал для исполнения этих симфоний и опер никто не поручит строить человеку, незнакомому с законами архитектуры. Так неужели техника стихосложения настолько проще технической стороны в музыке, живописи, ваянии, архитектуре? Нет, конечно.

“Poetae nascuntur”

– поэтами рождаются, говорит В.Я. Брюсов. “Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил”. Но тот же Брюсов говорит о необходимости учиться техническим приемам и тонкостям стихосложения так же, как учатся художники и композиторы, потому как “вполне выразить своё дарование, в полноте высказать свою душу поэта – может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства. Мастер стиха имеет формы и выражения для всего, что он хочет сказать, воплощает каждую свою мысль, все свои чувства в такие сочетания слов, которые – скорее всего находят отклик в читателе, острее всех других поражают внимание, запоминаются невольно и навсегда. Мастер стиха владеет магией слов, умеет их заклинать, и они ему служат, как покорные духи волшебнику.” С этой точки зрения, литературный семинар и есть такая школа чародейства и волшебства, недоступная и незаметная обычному человеку, лишенному особого дара, потребности в его развитии и, что самое главное, потребности в общении с себе подобными.

Огромное значение имеет личность ведущего семинара – не только его собственное литературное мастерство, но и, пожалуй, в большей степени его мастерство педагога, собеседника, читателя, наконец. Люди на мастер-классы приходят разные. Есть небольшой, но постоянный процент тех, кто воспринимает семинар только как площадку для выступления, не слышит, да и не слушает обсуждения других участников, ждёт только момента, когда настанет его “минута славы”. Он не обсуждаться приходит, а показать себя, “выступить”. Такие участники напоминают глухарей на токовище – те, когда токуют, никого вокруг не слышат. А если и услышат критику, то скорее всего, будут возмущены и обижены. Но большинство приносит свои стихи с трепетом и сомнением, с вечным вопросом “нужно ли мне писать дальше?” И вот тут ведущему мастер-класс нужно быть максимально аккуратным и внимательным – не затем, чтобы не пропустить нового яркого, талантливого автора, хотя и это было бы крайне досадно, но главное затем, чтобы не подорвать в человеке веру в себя и стремление развиваться.

Ещё важнее то, что литературные семинары дают участникам возможность общаться друг с другом – узнать, что те же сомнения мучают и других авторов, часто гораздо более успешных и состоявшихся, прислушаться к их замечаниям и уточнениям, научиться чему-то на чужих ошибках, которые разбираются тут же, всеми участниками вместе.

Наконец, услышать своё стихотворение со стороны – иногда “авторская глухота” не даёт самому автору услышать очевидные вещи. Хорошо помню как я читала своё новое стихотворение на семинаре Андрея Грицмана на Волошинском фестивале, мне это стихотворение казалось совершенно прекрасным, пока поэтесса Лилия Газизова не обратила мое внимание на одну строчку: ” что теперь делать с памятью этой?” Надо было прочесть вслух, чтобы услышать: “чтотеПЕРЬДЕЛАть с памятью этой”. Было очень смешно и поучительно. Когда я стала сама вести такие мастер-классы, всегда предлагала прочесть стихи вслух.

Но и кроме практических каких-то моментов важна общая атмосфера единомыслия и доверия, позволяющая раскрыться всем участникам, почувствовать духовную близость, просто понять, что каждый из них не одинок. Это очень важно – именно такую атмосферу создать на мастер-классе, а не по строчкам Дмитрия Кедрина “у поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплевывать друг друга”. Хотя и эти строчки можно процитировать семинаристам и обязательно дату назвать, когда написаны они – в 1936 году! 80 лет назад, а как современно звучит! Но это шутка, конечно, я все же рассматриваю литературные семинары как собрание сообщников, эдаких заговорщиков, членов тайного общества, говорящих на понятном только им языке до тех пор, пока они не вынесут свои стихи уже на суд читателя – тут их язык должен стать понятным именно читателю и только ему. В какой-то степени читатель даже становится соавтором поэта – вот то, что он прочёл, то и было написано. Возвращаясь к атмосфере, царящей на мастер-классах – мне очень повезло с партнёрами по мастер-классу, ими были прекрасные поэты, чуткие и внимательные люди Геннадий Калашников, Герман Власов, Галина Илюхина, Виктор Куллэ. Я многому научилась у них.

Так получилось, что в Красноярске на фестивале КУБ я вела семинары по поэзии вместе с другими поэтами несколько лет подряд и у меня была возможность наблюдать за теми слушателями, которые приходили из года в год. Сначала я удивлялась – зачем вы приходите ко мне КАЖДЫЙ год? Разве я могу научить вас чему-то новому? А потом убедилась – могу, и не только тем, что расскажу что-то новое, но прежде всего тем, что мы вместе будем читать и разбирать стихи, делится своими впечатлениями, находками.

Некоторые авторы буквально выросли на моих глазах за эти 3-4 года. На первые семинары они приносили совершенно беспомощные стихи и тут на вопрос “писать ли дальше” я могла ответить только одно – если есть потребность писать, то пишите, но при этом не забывайте читать, как можно больше читать современных авторов – Гандлевского, Кекову, Кенжеева, Полякова, Евсу, Шестакова… Из семинара в семинар повторяю эти фамилии, потому что понимаю необходимость погружения в современный поэтический язык для человека пишущего.

Всегда с нетерпением жду новых участников мастер-классов и с большой радостью встречаю старых знакомых, потому что часто такие встречи это подвод убедиться: прежние семинары прошли не зря!

Теги:

Юлия Белохвостова

Поэт, филолог, член союза писателей Москвы, публиковалась в поэтических сборниках, альманахах, ведущих литературных журналах страны

Нам интересно узнать и ваше мнение.

Оставить отзыв

Соглашение на обработку персональных данных

Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте lit-web.net, (далее – Сайт), путем заполнения полей формы (регистрации) Пользователь:

  • подтверждает, что все указанные им данные принадлежат лично ему;
  • подтверждает и признает, что им внимательно в полном объеме прочитано Соглашение и условия обработки его персональных данных, указываемых им в полях формы (регистрации), текст соглашения и условия обработки персональных данных ему понятны;
  • дает согласие на обработку Сайтом предоставляемых в составе информации персональных данных в целях заключения между ним и Сайтом настоящего Соглашения, а также его последующего исполнения;
  • дает согласие на передачу своих персональных данных партнерам мероприятий организатора;
  • дает согласие на получение информационной рассылки о новостях Сайта, в том числе анонсов статей, размещенных на Сайте и рекламных материалов от партнеров Сайта;
  • выражает согласие с условиями обработки персональных данных.

Владельцем сайта lit-web.net является Шнар Татьяна Николаевна,  e-mail: Lit-Web.net@yandex.ru

 

Пользователь дает свое согласие на обработку его персональных данных, а именно совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”, и подтверждает, что, давая такое согласие, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.

Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Настоящее согласие Пользователя признается исполненным в простой письменной форме, на обработку следующих персональных данных:

– фамилии, имени, отчества;

– года рождения;

– места пребывания (город, область);

– номерах телефонов; адресах электронной почты (E-mail).

Пользователь, предоставляет lit-web.net право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчетности, но не менее трех лет, с момента даты прекращения пользования услуг Пользователем; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Указанное согласие действует бессрочно с момента предоставления данных и может быть отозвано Вами путем подачи заявления администрации сайта с указанием данных, определенных ст. 14 Закона «О персональных данных».

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путем направления Пользователем соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты Lit-Web.net@yandex.ru.

Сайт не несет ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами Информации, размещенной Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

Действующая редакция Соглашения находится на странице по адресу: http://lit-web.net/?page_id=3170

К настоящему Соглашению и отношениям между пользователем и Сайтом, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

Сбросить пароль
X